Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
В ветрах растают поздно или рано
Обрывки неба - наших душ клочки...
У памяти чуть хриплое сопрано
И серые, как сумерки, зрачки.
У памяти – дыханье речки спящей,
Случайный блик, неправильный аккорд
И черный чайник над костром кипящий,
И на троих бисквитный мамин торт.
Над бездорожьем лет полузабытых
Сирены визг и вспыхнувший дисплей…
«Люблю! Люблю! Люблю!» – рассветный выдох
У памяти разбуженной моей…
Смертельней смерть в сегодняшнем заряде
И боль больней, и зло стократно злей…
И рыжие, как лес осенний, пряди
У памяти встревоженной моей.
И пахнет август песенно и пряно,
В ночной траве танцуют светлячки…
У памяти чуть хриплое сопрано
И серые, как сумерки, зрачки.
Неактивен
Привет Алекс! Рада видеть нового автора в этом разделе
Интересный стиш.
Посмотрим -
В ветрах растают поздно или рано - Здесь искажено ударение в слове ветрАх, так как - склонение слова происходит с безударной финалью -ер: в вЕтер – вЕтра, вЕтру, вЕтром, (о) вЕтре, вЕтры и вЕтра, вЕтров, вЕтрам, вЕтрами, (о) вЕтрах; с
Обрывки неба - наших душ клочки...
У памяти чуть хриплое сопрано
И серые, как сумерки, зрачки.
У памяти – дыханье речки спящей,
Случайный блик, неправильный аккорд
И черный чайник над костром кипящий,
И на троих(-)бисквитный мамин торт.
Над бездорожьем лет полузабытых
Сирены визг и вспыхнувший дисплей…
«Люблю! Люблю! Люблю!» – рассветный выдох
У памяти разбуженной моей…
Смертельней смерть в сегодняшнем заряде
И боль больней, и зло стократно злей… - неоправданное тавтологическое преувеличение , как неоправдано сравнение - водянистей воды, маслянистей масла, стеклянней стекла...
И рыжие, как лес осенний, пряди
У памяти встревоженной моей.
И пахнет август песенно и пряно, звук в запахе?
В ночной траве танцуют светлячки…
У памяти чуть хриплое сопрано
И серые, как сумерки, зрачки.
Алекс - посмотрите - можно сделать что-нибудь с этими заусенчиками?
Неактивен
Спасибо за разбор. Он достаточно деликатный, будь я на месте критика, я был бы беспощадней. Рад бы последовать вашим советам, но для этого я должен быть убежден в их правильности. Не хочу вас огорчать, но этого не произошло в данном случае. Загляните, пожалуста, в академический орфографический словарь Ожегова или в любой орфоэпический: правильно - в ветрАх.
И стеклянней стекло, и мокрей вода, и зло злей - тропы, фигуры усиления. Они могут быть применены удачно или нет, но в художественном тексте имеют право на жизнь.
Это же относится и "пахнет песенно", иначе метафоры вообще бы не имели смысла. Другое дело - к месту ли метафора или эпитет, свежи, трафаретны, диссоциируется ли с мелодикой текста, замыслом, интонацией и т.д. . Вот тут я могу воспринимать мнение критика.
Неактивен
Алекс! По поводу ударения на "ТРАХ" в слове "в ветрАх" - Орфографический словарь- ветер, ветра, предл. на ветру, мн. -ы, -ов и -а, -ов
Словарь трудностей
ВЕТЕР (устарелое и в поэтической речи ветр). В сочетании с предлогами "на" и "по": на ветер и на ветер, по ветру и по ветру. Мн. вЕтры и ветрА, род. вЕтров и ветрОв
Русское словесное ударение
ветер, вЕтра, до вЕтру,на ветрУ, развеять по вЕтру; бросать слова на ветер;держать нос по вЕтру; мн. вЕтры, -ов (впоэтич.речи встречается им. мн. ветра)
По поводу смертельней смерти - должна доложить Вам что -
Троп - это оборот речи или слово в иносказательном значении. К тропам также относятся: гипербола (преувеличение: "реки крови", "море смеха"), литота (противоположность гиперболе; намеренное преуменьшение: "мужичок с ноготок"), перифраза (замена одного слова описательным выражением, передающим смысл: "царь зверей" вместо "лев"), олицетворение (прозопопея, персонификация, вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: душа поёт, река играет…), синекдоха. Троп - это общий термин, обозначающий замену понятий. К тропу также относится метонимия (замена слова другим, но сходным, смежным, подобным, по сути, синонимом, а не образом), сравнение, гипербола (преувеличение) - - таким образом Ваша конструкция не является тропом.
Применённые Вами словосочетания - смертельней смерти, больнее боли и злее зла - также не могут быть "усилением" так как слова смерть, боль и зло - понятия конечные, и не имееют усиливающих или увеличивающих их форм.
Что касается звукового определения запаха - вынуждена огорчить Вас - мне как рядовому читателю - неизвестно как пахнет песня, и ассациативного ряда данная метафора у меня не вызывает.
Но если Вы считаете, что Ваш стиш не нуждается в правке, что всё в нем совершенно, и Вы им довольны - мы с Вами теряем тему для разговора.
Неактивен
Извините, не знаю, как обращаться, привык по имени. Первое: считаю, что стих безусловно нуждается в правке, иначе его здесь бы не расместил. Шедевром его не считаю, и даже просто хорошим тоже. Обычно очень внимательно прислушиваюсь к мнению критиков, особенно грамотных (как, безусловно, в этом случае) и при убедительности замечаний всегда им следую. Второе: своей литературоведческой эрудицией вы меня буквально раздавили, снимаю шляпу, но дело в том, что во многом я руководствуюсь интуицией, подсознательным и чтобы начать правку, мне нужно быть убежденным в ее необходимости. Именно поэтому в данном случае заупрямился. И последнее: поверьте, я вам искренне благодарен за замечания, но дело житейское -не всегда автор согласен с критиком (бывает, что по глупости), ради бога не обижайтесь, я бы очень хотел, чтобы вы не пропускали мои тексты, и готов к самому суровому разговору и приговору. Удачи. Юрий.
Неактивен
Юрий, я рада, что Вы стремитесь к улучшению Вашего (как и у каждого из нас) любимого детища, и готова поклясться, что цель у нас общая.
Оставляя свои заметки, я пытаюсь обратить Ваше внимание на
некоторые шероховатости, возникающие при прочтении и восприятии текста, и воля Ваша - менять или не менять качество данного фрагмента.
Я надеюсь, что обидам не место в наших с Вами стараниях - сделать стиш филигранно красивым, четким и легко воспринимаемым творением.
И ещё одно - мои советы НЕ призваны быть инструкцией к исполнению, и носят исключительно рекомендательный характер. Более того, Ваше право автора дает Вам возможность прекратить коррекцию в любой момент, когда Вы сочтете стиш достигшим своего апогея качества.
С теплом - Татьяна.
Неактивен
Переносится в Лирику по желанию автора.
С уважением,
Лиз
Неактивен
Мне нравится, стих Очень хороший.
Да, в памяти больше чувств, чем фактов!..
Очень нравятся Ваши стихи, каждый раз впечатляют. Дальнейших творческих успехов!
Неактивен
Ударение "ветрАх" мне кажется естественным. Наверно, из-за привычного на "семи ветрах". И всё же что-то меня смущает в первых двух строчках. Не знаю точно, что именно:
В ветрах растают поздно или рано
Обрывки неба - наших душ клочки...
может быть, слишком накручено? Может быть, лишком много метафор на две строчки. "обрывки неба" - видимо облака, поняла. Сравнение облаков с душами - законно. Облака растают вместо развеются - тоже понятно. Но всё вместе образует слишком сложную конструкцию и потому проходит мимо. Но это тонко, могу быть неправа, к тому же, во многом зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Вовсе необязательно что-то здесь поправлять. Да и в целом стихотворение достаточно сильное.
Дальше "торт" немного из видеоряда выпадает. Речка, аккорд, чайник над костром и вдруг торт. Торты обычно едят дома. Понимаю, что торт действительно был, что он не для рифмы, но близко ли это читателю? Ближе была бы какая-нибудь картошка печёная на углях. Но это опять же чистейшей воды ИМХО и если торт действительно дорог, как память, то и плевать на читателя - перебьётся.
Вот третий катрен я совсем не поняла по смыслу. Могу списать на свою непонятливость. Не связывается у меня как-то вместе вспыхнувший дисплей и визг сирены. Может быть, слишком много пропущено между диплеем и сиреной. Нет, конечно, не надо расписывать всё подробно, в такой фрагментарности есть своя прелесть, но если слишком большими шагами шагать, читатель может отстать, как я, например.
"Смертельней смерть в сегодняшнем заряде" - "смертельней смерть" меня не напрягает (как и "зло злей" и т.д.) но "В сегодняшнем заряде" - это выражение я просто не смогла понять.
В первой строчке последнего катрена "и" немного с толку сбивает. В предыдущем и боль больней и память встревоженная, а тут такая безмятежность - светлячки, август пахнет пряно... Может быть, это надо противопоставить друг другу, или нет? Что-то вроде "А август пахнет..." - хотя, так звукопись будет ужасная. А если "но"? Или Вы не хотели это противопоставлять?
Р.S. Вспомнила: "смертельней смерть" - это один из видов тавтологии. Умышленная тавтология (а здесь она явно неслучайна) тоже считается приёмом.
Неактивен
Алиса! Мы не на рауте, поэтому не до комплиментов, но честное слово, я очень ценю ваши замечания, поскольку они образец читательского "импрессионизма" - по следам первого голого впечатления. А первое, как известно, чаще всего верное. И сравнивая то, что хотел, пиша, и как это выглядит в восприятии читателя (в частности Деевой) довольно часто признаю, что Деева права. Об этом стихе. Долго возился с "обрывками" - да, не спорю: что-то перекрутил. Торт - не имело в веду одноместность и одноразовость действия: здесь картинка юности из фрагментов: и на речке, и где-то в квартире... Но понимаю: одно хотел, другое вышло. Но иногда, Алиса, вы меня просто ставите в тупик. Ну, что непонятного в "смертельней смерть в сегодняшнем заряде"? Несравнима разрушительная сила сегодняшних средств вооружения, в том числе терроризма, с прежними. Или дисплей и сирена... Окружающая нас и вносящая нервозность и напряжение атрибутика сегодняшней жизни. И август со светлячками, правильно, - в контраст. На конрасте и построен стишок. Благостность впечатлений юности (вода мокрей) и нервозного сегодняшнего (но не было подлей). Обычное нытье людей за пятьдесят, облеченное в стихотворную форму.
Спасибо. Дали повод подумать и поработать. Понял из общения с вами, не при полном, правда, согласии, что текст этого стоит. Правильно я понял?
Неактивен
Ага. Сейчас поняла с дисплеем и сиреной. Моя ошибка в том, что я подумала - они тоже из памяти, вот и гадала: что такое было с этим дисплеем и сиреной связано у ЛГ. Тогда всё становится на свои места и, возможно, многие сразу поймут правильно.
а с "сегодняшним зарядом" не понятно почему? потому что не было ничего про какое-либо оружие сказано прежде. было про жизнь. и вот это сравнительное "смертельней" я пыталась с ней соотнести. вроде как: жизнь стала более жестокой и опасной, ну и думала: что за заряд такой?
Подумать и поработать можно, конечно. Только не спешите. До меня не доходят иногда вполне понятные другим вещи. Так, что если ещё у кого-нибудь вызовет непонятки, тогда надо.
Неактивен