Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
«Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте» -
Ну что вы, право, лично для меня
Трагичней Элоиз и Абеляр.
И вчитываясь в строчки Элоизы,
Несчастной заточённой аббатисы,
Не веришь, как возможно стать слепой
Настолько? Он, желанный, далеко…
Но речи, но поступки… Не сестрой
Она ему была, была женой.
Да если б и сестрой! Неужто брат
Настолько чёрств и холоден, что рад
Оставить без поддержки и тепла,
Ту, что его Всевышним нарекла.
«Молись, люби коль хочешь, даже если
Умру…». И в сердце разом сотня лезвий.
А что она: «Я девка и покорна
Тебе, любимый…». И сжимает горло…
Высокомерный евнух! Ритор бравый!
В своих глазах ты был, возможно, правым.
Но женщина, блистательный теолог,
Не служит украшеньем книжных полок…
В наш век едва ли встретится такое,
Не те мы люди. Пережив с лихвою
Все страсти, перепробовав все игры,
Для сильных чувств мы оказались сиры.
И что гадать в компьютерных полях,
Любил ли Элоизу Абеляр…
Отредактировано Елене Лаки (2008-01-04 18:08:17)
Неактивен
Что есть любовь? Физическая страсть,
иль духа над пространством воспаренье?
Как отличить горение от тленья?
Как в унисон с дыханием попасть
и удержаться в русле верных нот?
Ответа нет. Верней, ответов много.
Петляет в дебрях будничных дорога
под говорок колёс: «Не та, не тот...»
Неактивен
Наших мыслей бродячих канкан
На канве очень модных воззрений
Не подарит душе вдохновенья,
Хищно хлопнет ловушки капкан --
Взаперти мы окажемся снова
У дурнушки-мыслишки своей,
Осердясь, как на малых детей,
На беспомощность стылого слова.
Так зачем же стократ повторять
Те сюжеты, вослед неудачам?
И пытаться нам искренним плачем
Достучаться до Царственных Врат?
Ведь растут в Мире, ночью и днём
Наши мысли, что сеем мы в нём.
----------
Нет ничего страшней на свете, Лене,
Чем наша лень и тени сожалений!
Сергей
Неактивен
Sir написал(а):
Наших мыслей бродячих канкан
На канве очень модных воззрений
Не подарит душе вдохновенья,
Хищно хлопнет ловушки капкан --
Взаперти мы окажемся снова
У дурнушки-мыслишки своей,
Осердясь, как на малых детей,
На беспомощность стылого слова.
Так зачем же стократ повторять
Те сюжеты, вослед неудачам?
И пытаться нам искренним плачем
Достучаться до Царственных Врат?
Ведь растут в Мире, ночью и днём
Наши мысли, что сеем мы в нём.
----------
Нет ничего страшней на свете, Лене,
Чем наша лень и тени сожалений!
Сергей
Серёжа, я не Элоиза
И никогда ей не была.
Трагедия не антреприза.
Стихи не часто зеркала.
Я холодна, бесстыдна, дерзка.
Мне тяжело понять тоску.
Но за стишок, спасибо. Срезы
Иные в нём. Мерси боку )
Отредактировано Елене Лаки (2008-01-05 18:52:24)
Неактивен
Илья Цейтлин написал(а):
Что есть любовь? Физическая страсть,
иль духа над пространством воспаренье?
Как отличить горение от тленья?
Как в унисон с дыханием попасть
и удержаться в русле верных нот?
Ответа нет. Верней, ответов много.
Петляет в дебрях будничных дорога
под говорок колёс: «Не та, не тот...»
Что есть любовь ? Наверно, Элоиза
Об этом что-то знала. Но не мы.
Но будучи служанкою каприза
Сыграла так, что избежла тьмы
Забвения. И сетуй иль не сетуй
На женский ум, не в силах выбирать
Она тянулась к свету, светом этим
К несчастью, оказался Абеляр.
Неактивен
Вот здорово! А экспромты и экспромт-ответы тоже, просто блеск!
Неактивен
"Оставить без поддержки и тепла,
Ту, что его Всевышним нарекла."
Супер строки.
Стих сделан мастерски, Лен.
Идея спорная, пожалуй - но ведь она намеренно такая?
Неактивен
С удовольствием всю тему прочла.
Интересно, как каждый свое в Истории их бедствий увидел.
Это ж показатель
Еленушка, Илюш, Сережа, спасибо!
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
В наш век едва ли встретится такое,
Не те мы люди. Пережив с лихвою
Все страсти, перепробовав все игры,
Для сильных чувств мы оказались сиры.
Елене, к сожалению, моя практика говорит об обратном -- желание зависимости, видящейся другим любовью, и ношение этой зависимости под видом любви же десяток и более лет -- настолько часто встречается, что даже просто нормальные партнерские отношения -- большая редкость, не говоря о гармоничных Но тоже -- встречал.
А насчет сильных чувств... Встречаются они. И, порой, настолько сильные, что того же Ромео просто расплющило бы на месте, на худой конец, сердце разорвало бы... Поверьте, это никуда не делось из человеческой природы. Наши чувства стали тоньше, следовательно (законы физики) намного сильнее. А страсти -- как были страстишками, со своим пределом, так и остались тем же самым. Это обычные цепи, и носить их, или нет -- дело сугубо добровольное
"Плавали -- знаем!" (с)
Может хватит уже о жертвенности думать? И привлекать в Мир соответствующие отношения? Может, попробуем (ну хотя бы попробуем) о счастье подумать?
Ну то есть, это опять-таки, как и коньяк, дело добровольное: наше дело предложить, ваше дело -- отказаться...
Если что задел, поправьте, и примите мои извинения, но вроде вы отрекомендовались холодно-рассудительной...
Сергей
Неактивен
Ирина Каменская написал(а):
"Оставить без поддержки и тепла,
Ту, что его Всевышним нарекла."
Супер строки.
Стих сделан мастерски, Лен.
Идея спорная, пожалуй - но ведь она намеренно такая?
Спасибо, Ириш. Так тут, по-моему, идеи совсем никакой нет. Обложила мужиков, как обычно :D
Неактивен
Sir написал(а):
Елене Лаки написал(а):
В наш век едва ли встретится такое,
Не те мы люди. Пережив с лихвою
Все страсти, перепробовав все игры,
Для сильных чувств мы оказались сиры.Елене, к сожалению, моя практика говорит об обратном -- желание зависимости, видящейся другим любовью, и ношение этой зависимости под видом любви же десяток и более лет -- настолько часто встречается, что даже просто нормальные партнерские отношения -- большая редкость, не говоря о гармоничных Но тоже -- встречал.
А насчет сильных чувств... Встречаются они. И, порой, настолько сильные, что того же Ромео просто расплющило бы на месте, на худой конец, сердце разорвало бы... Поверьте, это никуда не делось из человеческой природы. Наши чувства стали тоньше, следовательно (законы физики) намного сильнее. А страсти -- как были страстишками, со своим пределом, так и остались тем же самым. Это обычные цепи, и носить их, или нет -- дело сугубо добровольное
"Плавали -- знаем!" (с)
Может хватит уже о жертвенности думать? И привлекать в Мир соответствующие отношения? Может, попробуем (ну хотя бы попробуем) о счастье подумать?
Ну то есть, это опять-таки, как и коньяк, дело добровольное: наше дело предложить, ваше дело -- отказаться...
Если что задел, поправьте, и примите мои извинения, но вроде вы отрекомендовались холодно-рассудительной...
Сергей
Серёжа, прочла - прослезилась.
А Вы считаете, что в 12 веке между мужем и женой могли быть "нормальные партнёрские отношения" ?
Отредактировано Елене Лаки (2008-01-05 18:47:47)
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Серёжа, прочла - прослезилась.
А Вы считаете, что в 12 веке между мужем и женой могли быть "нормальные партнёрские отношения" ?
Да ладно Вам!
Вряд ли кто-то из нас хоть что-нибудь помнит из 12-го века. Вы из своего детства много помните? Я вот больше двух лет (с двухмесячного возраста) жил в Одессе. Но если бы много позже мы туда неоднократно не приезжали в отпуск, ничего бы я не знал и не помнил. Фотографии того времени еще живы, я их помню, а вот себя на них -- нет А Вы в такие дебри забираетесь...
Давайте попробуем сегодня жить
Сергей
Отредактировано Sir (2008-01-05 18:54:36)
Неактивен
Да, это удивительная пара...
Учёность ли сгубила Абеляра?
Увы, рассогласован с верхом низ:
Хотел бы, да не мог до Элоиз.
И все ж любовь поправила судьбу:
Легли вдвоем, но только лишь в гробу*...
*Реальный факт: Элоиза и Абеляр похоронены вместе, надгробье имеет вид супружеского ложа.
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
Да, это удивительная пара...
Учёность ли сгубила Абеляра?
Увы, рассогласован с верхом низ:
Хотел бы, да не мог до Элоиз.
И все ж любовь поправила судьбу:
Легли вдвоем, но только лишь в гробу*...
*Реальный факт: Элоиза и Абеляр похоронены вместе, надгробье имеет вид супружеского ложа.
О, да! И это примиряет
Меня с фигурой Абеляра
Отредактировано Елене Лаки (2008-01-05 23:56:23)
Неактивен
Sir написал(а):
[
А Вы в такие дебри забираетесь...
Давайте попробуем сегодня жить
Сергей
Не надо больше про Элоизу с Абеляром писать, да ?
О чём же тогда писать…
А о Жанне д’Арк и Карле Vii можно ? У них были почти нормальные партнёрские отношения и это уже XV век…
Неактивен
Я готов читать 1000 страниц про Элоизу и Абеляра, 2000 страниц про Жанну и Карла Седьмого, готов сам о них писать. Но не могу ни написать, ни прочесть и одну страницу про то, что сегодня на очередной тусовке сморозила Оксана Робски (когда ее фамилию произносит картавый, звучит гораздо точнее по смыслу...)
Неактивен
Да... чувств высоких тайная природа
Сегодня экзотична для народа...
Душе истоптанной любого человека
Субтильности двенадцатого века
Не ближе и не дальше "Черных дыр"
Как и в тот век, когда писал Шекспир,
Увы, для многих наших светских дур,
Воспитанных прицессами Будур,
Родней Будур, чем некая Джульета,
Печальнее на свете только это...
А что - до бедствия кастрата Абеляра
С влюблённой Элоиз - то эта пара
Объединившись в услуженьи Богу,
Любовь забыв в расскаянии строгом,-
Так это ещё дальше и туманней,
Чем нравы на какой-то из Тасманий...
Поэтому - прекрасно, что поэт
Находит тему, удивляя свет,
Погрязший в пьянках, б...стве и злословьи,
Тончайшим чувством, названным Любовью...
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Не надо больше про Элоизу с Абеляром писать, да ?
Я этого... Заметьте, это вы са...
Можно все, но в настоящем времени. Все, что в прошлом -- существует и в настоящем, в виде записи, в так называемых скрижалях. Однако -- хотите ли Вы быть Элоизой? Хотите -- и будете, в той самой мере, какой вздумаете на себе примерять. В этом со вселенной шутить не стоит (хотя и не запрещено). Но вообще-то мы уникальны, и ценен ЛИЧНЫЙ, желательно -- ПОЗИТИВНЫЙ опыт. Вот уж была охота copy&paste заниматься через десяток веков
Все несчастные до тоски похожи друг на друга, все счастливые -- счастливы по своему. Толстой, видимо, намерено врал, не мог он этого не знать
От нас, нынешних, от наших личных мыслей и настроений зависит состояние того мира, в котором мы живем. У поэтов перед простыми смертными есть небольшое преимущество -- их мысли облечены в эмоции и чувства (если получилось!) и доходят до вселенной быстрее, и материализуются быстрее.
В прошлом году было несколько раз со мной такое -- я писал стих, ни с того, ни с сего, и вдруг происходило событие. Это не предчувствие, это -- формирование. И не говорите, что не предупреждены Мы все детьми это знаем...
Елене, Вы же умная женщина, зачем заставляете все это расписывать? Ведь для Вас ровным счетом ничего нового...
За ветхостию лет, на складе пыльных вёсен,
Оставь лежать, поэт, то, что сейчас не носят,
Смотри на юных дев, лечи от речи матной,
Читая нараспев стихи из "неформатных".
Ведь сделать суждено лишь то, что мы сумеем.
Роптать всегда смешно: мы жнем лишь то, что сеем...
С РХ, Елене!
Сергей
Отредактировано Sir (2008-01-06 23:41:01)
Неактивен
Sir написал(а):
Елене Лаки написал(а):
Не надо больше про Элоизу с Абеляром писать, да ?
Я этого... Заметьте, это вы са...
Можно все, но в настоящем времени. Все, что в прошлом -- существует и в настоящем, в виде записи, в так называемых скрижалях. Однако -- хотите ли Вы быть Элоизой? Хотите -- и будете, в той самой мере, какой вздумаете на себе примерять. В этом со вселенной шутить не стоит (хотя и не запрещено). Но вообще-то мы уникальны, и ценен ЛИЧНЫЙ, желательно -- ПОЗИТИВНЫЙ опыт. Вот уж была охота copy&paste заниматься через десяток веков
Все несчастные до тоски похожи друг на друга, все счастливые -- счастливы по своему. Толстой, видимо, намерено врал, не мог он этого не знать
От нас, нынешних, от наших личных мыслей и настроений зависит состояние того мира, в котором мы живем. У поэтов перед простыми смертными есть небольшое преимущество -- их мысли облечены в эмоции и чувства (если получилось!) и доходят до вселенной быстрее, и материализуются быстрее.
В прошлом году было несколько раз со мной такое -- я писал стих, ни с того, ни с сего, и вдруг происходило событие. Это не предчувствие, это -- формирование. И не говорите, что не предупреждены Мы все детьми это знаем...
Елене, Вы же умная женщина, зачем заставляете все это расписывать? Ведь для Вас ровным счетом ничего нового...
За ветхостию лет, на складе пыльных вёсен,
Оставь лежать, поэт, то, что сейчас не носят,
Смотри на юных дев, лечи от речи матной,
Читая нараспев стихи из "неформатных".
Ведь сделать суждено лишь то, что мы сумеем.
Роптать всегда смешно: мы жнем лишь то, что сеем...
С РХ, Елене!
Сергей
Сергей, меня сложно удивить, но Вам удалось ))
Никак не пойму ход Ваших мыслей ? Мне как женщине близки любые женщины - как святые, так и не очень. Как их понимаю, так о них и пишу, не занимаясь самопрограммированием удач или неудач.
И потом, почему Вас волнует моя судьба ? Меня она не сильно волнует.
Что до обязательств перед миром – то это не ко мне, извините.
Хочу обратить Ваше внимание, что сайт литературный. Обсуждаются стихи, а не личность автора. )))
Если хотите обсудить мою личность - откройте тему в чайной комнате )))
Неактивен
Елене,
я совсем не понял подтекст Вашего стихотворения. Это, действительно, одна из самых трагичных любовных историй. Ученица полюбила блистательного учителя, уехала с ним, родила ему ребенка, а потом вернулась домой, а ее родственники оскопили Абеляра, чтобы поломать ему карьеру.... Он ушел в монастырь, и она тоже... И оба продолжали любить... Несмотря на то, что она, вероятно, чувствовала свою вину в этой трагедии...
Так в чем же ее слепота и его высокомерие?...
Неактивен
Михаил, подтекст какой-то безусловно есть, но тут я продвинулась не дальше, чем Вы )).
Попробую немного пояснить.
Абеляр, безусловно, был весьма одарённым человеком, умным и образованным. По его собственному признанию до 38 лет плотским утехам он предпочёл, как сказали бы сейчас, карьерный рост. Но потом решил познакомиться и с этими прелестями. Его выбор пал на Элоизу.
Какое-то время всё было замечательно, но потом родственники Элоизы узнали о их связи. Элоиза родила. Последовал тайный брак между ней и Абеляром. Затем не вполне нормальный дядюшка Элоизы нанял подручных и те оскопили Абеляра. Он постригся в монахи, заставил и Элоизу принять монашеский обет.
Почему она слепая? Мне кажется, он её всё же не любил, не в смысле желания, а в смысле доброго отношения. Он вынудил её уйти в монастырь, к которому у неё не было никакой склонности. Писал ей письма со странными наставлениями. Думаю, он мог бы сделать так, чтоб она его забыла. Не совсем, конечно, но, по крайней мере, он не занимал бы её мысли днём и ночью. Полагаю, жизнь в монастырях не отличалась строгостью и она бы утешилась. Но он почему-то этого не сделал…
А она была земной женщиной, далёкой от высоких материй. Ждала от Абеляра невозможного. Не понимала, что того отношения, которое было нужно её, от него ждать бесполезно. И не могла с этим смириться.
Что до высокомерия Абеляра, так крайнее высокомерие и гордыня были присущи ему. Никуда они не делись и после оскопления.
Так для меня и осталось загадкой, поддерживал ли он в ней эту любовь сознательно или ему было глубоко безразлично, что она к нему испытывала.
Отредактировано Елене Лаки (2008-01-07 18:04:17)
Неактивен
Елене,
у Вас очень своеобразная психологическая трактовка отношений и событий. Как автор, Вы имеете право на любую трактовку. Но фокус в том, что для меня эти персонажи и чувствую и ведут себя иначе, а Ваша интерпретация фактов, с одной стороны, не является общепринятой, а с другой стороны, никак пртедварительно не объяснена Вами, поэтому я и не "въезжаю" в стихотворение...
Сознаюсь, мне и самому не раз хотелось написать о них... Вы правы, история их отношений уникальна...
Неактивен
Если быть точным - то в психологию людей 12 века, тем более западноевропейцев, мы с наших нынешних позиций проникнуть едва ли сможем, а если сможем, то крайне ограниченно. У тогдашних людей шарики и ролики крутились и зацеплялись совсем иначе. Сама структура сознания была иная. Ценностная система была иная. Эмоциональные реакции, ход умозаключений, реакция на события внешнего мира - все было иное. Понять мотивы поведения Абеляра возможно лишь частично, попытавшись встать на его точку зрения (а это непросто), попытавшись вроде как вставить себе его мозги.
А история Элоизы и Абеляра так поразила современников потому, что сами события были экстраординарными. В ту пору никто не видел ничего особенного в плотских утехах священников и монахов. Буллу о целибате папа Римский выпустил только в 1075 году, да и то сей принцип веками не соблюдался. Обоснование давалось очень простое: вступать в брак священникам и монахам нельзя, а про то, что нельзя контактировать с дамами, в булле ничего не сказано... Так что Абеляр стал в некотором роде первой жертвой религиозного фанатизма, с его обидчиками друзья Абеляра проделали то же самое, только чуть попозже.
Лена написала: "А она была земной женщиной, далёкой от высоких материй. Ждала от Абеляра невозможного. Не понимала, что того отношения, которое было нужно ей, от него ждать бесполезно. И не могла с этим смириться". Не совсем точно. Элоиза была весьма ученой для того времени и весьма неординарной женщиной, с точки зрения эпохи абсолютного господства мужчин слишком много себе позволяла, участвовала в ученых диспутах, спорила, имела собственное мнение... Так что вся история несомненно имела целью и ее "осадить", поставить на место. А романтизация всей этой истории произошла лишь в 1817 году, когда французы "дозрели" (имею в виду перезахоронение любовников в одной могиле и устройство памятника в виде брачного ложа). Некоторые святоши до сих пор фыркают и считают, что это кощунство...
Неактивен
Eudoxie написал(а):
имхо, такие истории не умирают и нуждаются в новых и новых воплощениях.
в силу своей темности интересуюсь, кто автор романа об Элоизе и Абеляре?
Режин Пэрну. Элоиза и Абеляр. - М.: Молодая гвардия, 2005. (Серия ЖЗЛ).
Неактивен
Михаил Тищенко написал(а):
Елене,
Но фокус в том, что для меня эти персонажи и чувствую и ведут себя иначе
А как Вы их воспринимаете ?
Признаться, не читала романа Пэрну, да и могу ошибаться в событиях. Достаточно давно читала их переписку (не всю, конечно), но вот что это был за источник, не вспомню. Ничего не могу сказать по поводу интеллектуальной составляющей их общения, но относительно чувств у меня сложилось то впечатление, которое передано в стихотворении.
Неактивен
Книга Режин Пэрну - не роман. Это добротная биография на уровне исторической монографии. Автор - и сама вроде Элоизы, чрезвычайно ученая дама, к тому же ярая католичка, что накладывает определенный отпечаток на ее видение этого "сюжета".
Неактивен
Романа не читал, историей Франции и Парижа приходилось и приходится заниматься профессионально. Думаю, ни один француз или образованный европеец Вашей версии просто не поймет, как это и произошло со мной...Свой взгляд изложил выше...
Абеляр и Элоиза, протопоп Авакум и его попадья, жёны декабристов и их мужья, - всё это для меня примеры верности единственной любви и готовности разделить трагичность и неординарность судьбы избранника....
Но никак не высокомерие, никак не слепота....
Неактивен
Михаил Тищенко написал(а):
Но никак не высокомерие, никак не слепота....
Вы отказываете Абеляру в высокомерии, а Элоизе в нежелании увидеть его не сильно симпатичные человеческие черты ? Ну-ну…
Неактивен