Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Уважаемые коллеги! В последнее время в комментариях на сайте появилась явная тенденция к злоупотреблению понятием «лирический герой». Ничего никому не возбраняя и ни на кого не «цыкая», я хотел бы внести некоторую ясность.
Дело в том, что термин «лирический герой» был придуман в 1920-е годы Ю.Н.Тыняновым для проведенного им аналитического разбора трехтомника лирики Александра Блока. И только! Однако впоследствии возникло не вполне обоснованное стремление привешивать этот термин к любому лирическому стихотворению.
Три тома лирики Блока – совершенно особое явление в русской поэзии, своего рода «лирический роман» из лирических циклов единого замысла и стиля и примыкающих к ним отдельных стихотворений, сквозь которые проходит одна и та же созданная автором личность – блоковский лирический герой. Так было задумано автором, так воплотилось. Естественно, что для литературоведческого исследования этого феномена пришлось выработать методологию и терминологию. На другом материале частные терминология и методология могут не сработать – и не срабатывают.
В большинстве лирических стихотворений, выложенных на сайте, никакого лирического героя НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. В них может обнаруживаться ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, но не ГЕРОЙ. Даже когда автор говорит «я» - это еще не значит, что «я» в стихотворении идентично «я» автора. Пространство лирического стиха попросту недостаточно для представления в нем образа героя, поскольку образ должен быть полнокровен и всесторонен, а в лирике доминирует в лучшем случае какая-то одна черта личности, какое-то одно настроение, какой-то один стиль или одна эмоция. И вообще взаимопроникновение объективного и субъективного в лирическом стихотворении таково, что его нельзя анализировать и разбирать как прозаическое произведение. Иногда даже невозможно четко идентифицировать, КТО тот субъект, который посредством лирического стихотворения дает свое мировидение и мироощущение. Мы знаем автора ТЕКСТА – он подписал свое имя. Но мы далеко не всегда можем сказать что-нибудь внятное про «высказавшегося». Этого «высказавшегося» может элементарно не быть вовсе. И тогда «лирический герой» оказывается ни к селу ни к городу, запутывает дело, превращается в виртуального персонажа, который, если следовать логике авторов некоторых комментариев, гонит свое, а автор за ним лишь прилежно записывает. Это уже мистика…
Напоследок еще раз призываю: не уводите себя в темный лес неустоявшихся и нечетких понятий! Понятность стихов и комментариев от этого не увеличится.
Неактивен
Борис, я обязательно посмотрю и освежу, ибо давненько не брал в руки М.М., все по памяти да по наитию. Опасаюсь только, что ежели привлечь труды и аргументацию М.М., то мы тут развернем такую дискуссию академического уровня, что впору будет вызывать оркестр и пожарных…
Неактивен
Ой, а я в шутку говорю Л.Г. даже о персонаже юмористического стихотворения. Очень тяжко?
Неактивен
Алиса Деева написал(а):
Ой, а я в шутку говорю Л.Г. даже о персонаже юмористического стихотворения. Очень тяжко?
Алиса, да это я так – показал незаряженное ружье. На всякий случай. Чтобы народ не привык к утверждениям типа: «Это не я матерюсь, а лирический герой – он такой охальник…» Для примера – пусть кто-нибудь попробует определить «лирического героя» в знаменитом фетовском «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»
Неактивен
Борис Фэрр написал(а):
Ну уж нет! А то я прекращу заниматься основной своей деятельностью...=))
Борис, на фоне всяких там коммерческих мелочей с миллионными оборотами - я властью, данной мне Богом и государем, категорически воспрещаю тебе прекращать основную деятельность по сочинению лирических стихов! В случае нарушения запрета санкции воспоследуют немедленно.
Неактивен