Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
ВЫСТАВКА ТЕРНЕРА В МОСКВЕ
Это превосходная выставка готовилась чуть ли не десяток лет. Я
говорил сегодня с другом, знакомая была в числе устроителей.
Шутка ли - привезены почти все основные полотна Тернера, какие должны
были предприняты меры безопасности! Огромные деньги заплатил олигарх
Усманов. Она состоялась, эта выставка, и я смог увидеть то, на что в
принципе не мог рассчитывать.
Выставка на втором этаже Музея Изобразительных искусств, на Волхонке,
туда теперь легко попасть, вынырнув из нового выхода метро
"Кропоткинская", к Храму Христа Спасителя. День теплый, но моросит
дождь и серые краски царствуют вокруг. Народу немного - поскольку утро
буднего дня. Второй этаж, зал - просторный, с рядами кресел, здесь
дают концерты классической музыки, все восстановлено в том виде,
который определил Цветаев, отец М.Цветаевой. Я захожу в этот зал…
И… Невероятно! Я просто побежал по кругу этих картин. Они бьют в глаза!
Репродукции ровно ничего не передают. Два ряда стилистики -
многофигурные композиции, в академическом стиле начала 19 века -
но потрясающие наличием чего-то особенного, красками, которых я
никогда не видел, сюжетами, решенными с удивительной силой интеллекта -
вот, скажем, о последней казни египетской: матери сидят у тел
первенцев, они нарисованы эти первенцы, грудные дети на земле. И море
- море картин о море, восставшей природе, эти вихри, тонущие корабли,
метель, идущая поверх армии Ганнибала через Альпы...
И вдруг я вижу Венецию, несколько полотен, совершенно удивительных,
так близких мне... И потом - совсем иной ряд картин - прорыв в
будущее, что это? Импрессионизм? Больше? Этот холст, я не помню
названий: в туманно-желтом, легко струящемся свете, берег Темзы, по
которому бродят странные мифические существа...
Я начинаю понимать, отчего, то медленнее, то быстрее иду по кругу
картин - я подчиняюсь этим морским вихрям, и я начинаю видеть, и мне
понятно, что этот Тернер был одним из величайших художников. Не только
потому, что так писал на холсте, простолюдин, выходец из семьи парикмахера,
акварелист, перешедший на масло, знающий и старательный мазок и размазывание
жирной краски рукой, но еще и потому, что он обладал невероятным даром
- сделаться академиком, очень молодым, превосходно, гениально рисовать то,
что "положено", и, одновременно, никогда не отказываться от своего
прорыва в будущее, холстов, над которыми издевались и которые не
понимали современники, более того - он умел соединить их, эти картины
из двух миров и пропитывать одно другим....
Я выхожу из зала. Все? Ну что вы! С двух сторон тянутся коридоры - по
стенам, над лестницей - Тернер, Тернер, Тернер.... Эскизы, рисунки
карандашом, акварели, картины, успеваешь только открыть рот, и
приходится снова удивиться. Вот холст - поля, и над ними небо
Ван-Гога, черные линии и желтые и красные, а вот нарушенная как-то
очень современно перспектива, а вот... Господи. Полнейший
абстракционизм, разноцветные, разного размера сферы - и более ничего.
Сфера... Круг - линией пополам, вертикально, половина красная, другая
черная.... Но - еще один зал...
Меньший. Это позднее. 1845-1846. И теперь - почти только тот,
сумасшедшей яркости свет, цвет, и все еще умнее и мудрее, эти моря,
вихри, странные рыбы, в туманностях моря и... и три картины. Одна,
«Ангел», я не могу разглядывать, ибо рядом ровно два квадрата - ночь
перед потопом, и первое утро после него. Я стою перед первым из них -
великолепно! Но я подхожу ко второму - час протекает незаметно, а я все
смотрю. Смотрите и вы! Круг световихря, отжимающий к краям, как центрифуга,
темные краски, нарождающиеся души нового мира, в завитке круговорота, еле
проступая в пене вихря, на циферблате, чья ось вершина Арарата - и Моисей,
который пишет Книгу Бытия. Книгу? Но это первый день, первое утро
после Потопа! Там же Ной, а не Моисей... Я читаю по табличке, рядом с
картиной: "Моисей. Повторена фигура Диониса из Парфенона". Что!? У
вас не побежали мурашки по коже?
Не знаю, может кто и понял значение, может быть - общеизвестно. Только
я и сам умею решать такие задачки. Ной замещен одеянием Диониса, Ной с
его пьянством и его виноградником, и в Моисее, греховном, лишенном
права вступить в Землю Обетованную, проступил бог темного вина
Дионис. И мир рождается из слова, из текста, из Книги Бытия.
Это Шагал? Конечно. Поздний Шагал. И, может быть, более, чем Шагал...
Я никогда не видел такого сплава художественного мастерства живописца
и чисто литературной идеи... Эта картина и называется очень сложно,
примерно так: "Цвет и свет (по Гете). Первое утро после потопа. Моисей
пишет Книгу Бытия"....
Выхожу. В коридоре экран, идет фильм про Тернера. Смотрю. Мне не
сообщают ничего нового. Уже все разобрал сам. Подтверждается. О Моисее
ничего не говорится... Узнаю детали - никогда не был женат, был
неопрятен, имел мало приятелей...Иду вдоль холстов на выход. Одна дама
говорит другой: "Неплохо. Но Айвазовский!", далее - еще одна, с двумя
товарками, оказывается - поэтесса:" В моих стихах, - произносит эта
дама, - я пишу о том же..." "Да-да, да-да", - кивают головами
товарки...
На улице еще более серый и еще более теплый день.
© Михаил Микаэль,
4.12.2008
____________________________
Картины и другое:
http://www.bibliotekar.ru/k-Turner/19.htm
http://pintura.aut.org/BU04?Autnum=11.392
http://www.britishcouncil.org/ru/russia-arts-turner-exhibition.htm
Выставка до 15 февраля.
Неактивен
А я уже со среды знаю, что иду! Здорово!
Неактивен
Спасибо, Микаэль. Интересно посмотреть на работы Тернера.
Неактивен
ilona написал(а):
А я уже со среды знаю, что иду! Здорово!
Будет очень интересно узнать впечатление, София.
С теплом)))
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Спасибо, Микаэль. Интересно посмотреть на работы Тернера.
Не стоит благодарности, дорогая Елене. Искусство принадлежит народу))
Неактивен
зарета написал(а):
Миш, спасибо за великолепное эссе и знакомство с Тернером.
Тебе спасибо, что почитала. И правда необыкновенное приключение - посмотреть эти картины))) Поместил здесь, в этой теме: все близко - стихи, проза, живопись, музыка... лишь бы понимать и чувствовать.
Удач!)))
Неактивен
Миш!
Миш! Ещё там не была,
И пойду в конце недели,
Но от этого вина
Захмелела, в самом деле.
Этот Ангел - весь в лучах,
Этот сказочный зелёный.
И собака, вся в слезах...
Он не МАЛ - он ЛОРД, твой ТЁРНЕР!)))
Неактивен
Дорогая София!
Чем ответить на твое внимание в прощедщем году?
Разве что этим....
Удач и счастья!)))
Неактивен
Тронута, Миш!
Здорово! "Это было недавно, это было давно". Приятно вспомнить))). Ха - Ха! И друга ты мне приделал в моём вкусе(тогдашнем).
СПАСИБО!!! Огромное!!! С Наступившим тебя! Счастья по - твоему.
P.S.
Больше такой не буду.
От этого грустно слегка.
"Девочка, ты откуда?"
"Из твоего далекА!"
Неактивен
Обещанного три года ждут. И, наконец, оно состоялось... свидание с Тёрнером! Шла наоборот - сначала - акварели. Руины. Тогда изображать их было нужно и важно, кто -то из "больших" даже сказал, что оценит Лувр, когда он будет в руинах (А Лувру уже 200 лет!).Тёрнер - основатель британской акварельной школы, там много разных пейзажей (пейзажная энциклопедия) от морских до архитектурных. А картины маслом он писал тоже не как все. Выделил белый цвет, что было тогда "против принятой шерсти", и шёл от светлого к тёмному, а все предпочитали коричневые тона. У него же из - за белого и особого способа на белом дорисовывать шлепками, потом что - то растворять, а что -то соскребать, получались изумительные картины со слепящим или греющим в нужных местах светом. Например, полотно "Регул". Римский полководец с редким чувством чести. Из Карфагенского плена отпустили, чтоб уговорил римлян не воевать с Карфагеном, он вдохновил римлян на обратное и... как человек чести, вернулся в Карфаген. Ему вырезали веки и ослепляли Солнцем - ведь он не мог моргать. Картина со слепящим светом такова. что самого Регула ищешь. Главный герой - Свет, у картины стоят подолгу, мастерски сделана. Вышла в чудном состоянии духа и думала: жить нужно "долго и счастливо" и можно даже только новым прекрасным, а его столько, что на любую длину жизни хватит. Вот как много не увидено и сколько нам дано. Очень понравились картины "Десятая Египетская казнь", "Снежная буря". На последней картине корабль "Ариель" в центре бури, а Тёрнер привязан к мачте. Цвета потрясающие. Буря - как настоящая. Завистники писали:"Этот господин вечно что - нибудь выдумает. То он писал сливками, то шоколадом, а теперь посадил себя на мачту, что не реально." А на самом деле, Тёрнер , вправду, был на выступе в море, где тоже опасно. Есть зал незаконченных картин. Тогда разрешалось сделать картину так, чтобы нарисовать её за три дня в выставочном зале. Тёрнер на домашней заготовке делал только фон светлый, вся же картина рисовалась в зале его особым способом шлепков кистью и соскребаний. В зале неоконченных картин всё равно представляется готовая в его стиле. Всё не расскажешь и даже не вспомнишь. Но впечатлений много. Цвет и свет, по Гёте. Да. Очереди огромные. Идти надо рано утром.
Неактивен
Извини, София, что задержался с ответом на твое прекрасное описание. И рад, что понравилось)))) И так хорошо передала ощущения...
выставка до 15 февраля или 14-го... где-то так...
Неактивен
Из Gmail. Бабочки
Привет!
Ты пойми - в январе, в московских широтах, весьма трудно увидеть бабочек.
Эти летающие красотки напоминают о вечной молодости - они так мало живут
на свете, что ничтожная продолжительность их дней, сколько ее ни складывай,
не превратится в солидный возраст. Писатель Набоков любил бабочек, поговаривают -
называл эту порхающую прелесть по имени - Лолиточками, и чуть грустно
улыбался им, юным существам, на иголках, в коллекции - Лолите-шоколаднице,
Лолите-капустнице...
Иголка, пронзила... Бабочка-нимфетка...
Бабочки, несомненно, нимфетки, никто их и не представляет иначе. Они
кокетничают, перелетают с цветка на цветок, как девочка-подросток,
помахивают веером легчайших крылышек, а на них, пыльцой, написаны
достаточно определенные слова, вполне влекущие, даже похотливые... но
мы не видим... нет... Бог отнял у нас глаза. Или дьявол? Неважно. Глаз
нет. Лицо без глазных впадин. Не видим бабочек-нимфеток, почти никогда
не видим их зимой.
Но все же бывает и так - нимфетки слетаются к снегу под Новый Год, и
рассаживаются по январским сугробам. И неожиданно становятся видимы.
Это необъяснимое явление. В Гарварде, Питер Клайн, ведущий специалист
по бабочкам, десятый год разводит руками, а он не то, что мы -
Нобелевский лауреат. И вот, Питер Клайн стоит возле январского
сугроба, и, подобно тысячам бабочек, разводит руками - левой и
правой. Пока обе руки не оказываются воздетыми к Творцу.
Потом он наклоняется и смотрит на бабочек, которые покрывают сугроб
летним ковром - этого не может быть, только факт, непреложный – бабочки
поворачиваются к нему, чуть заметно перемещают крылышки, и соблазняют,
да соблазняют, они протягивают ему свои тельца, раздетые тельца, над
снегом, и в животе Нобелевского лауреата Клайна желание повисает, комком,
еле удерживаясь на плаценте здравого смысла, и …
И они взлетают со снега, эти нимфетки - радостные, цветные, влекущие,
облаком оргазма и нарушения табу усаживаются на лице и руках Питера Клайна,
лауреата, и его жена с ужасом смотрит в окно – ее великий муж-энтомолог,
верховный жрец лепидоптерии, начинает сбрасывать с себя одежду, и пытается
раздеться на снегу, ..
Сугроб далеко, и лица Питера Клайна не видно…
Неактивен
Спасибо, Миш! Я погуляла
С нимфетками в аллеях парка.
Конечно, я там повстречала
И "брата твоего" - Монарха.
Я в сад германский из Лолиток
Зашла. И, радостно любуясь,
Я Клайна Питера, что прыток,
Узнала на одной из улиц.
Ты прав, что аналогий много.
Поймешь... Я уточнять не буду.
Как жаль, что только в днях дорога
У этого природы чуда.
Неактивен
Да уж... Такая стилизация. Это придумал, как бы из каких-то писем... может и попишу)))
Неактивен
Спасибо, София. И спасибо всем друзьям. А также извинения перед теми, кого обидел...
Это подборка, все те же стихи... но захотелось поместить, в связи с 2-х летием на фабуле...
=============ПОЗДНИЕ ПЕСНИ. подборка
Начало
В страхе шире зрачки телескопов – непроглядна беззвездная твердь,
Но коней Откровения топот голос мой не сумеет стереть...
Руки стынут от нежности талой – собираю по капле в горсти
Лепет слабости в толще металла, что броней вороною блестит.
По границам пространства глухого Дух свершает над бездной полет,
Тьма, не зная названья другого, тьмою свет не пришедший зовет –
И во мраке не видит дороги, где бредет непреложная весть
О велении Господа Бога именами миры перечесть
Рокот звука глаголу опорой, речи внятной светильник зажжен,
Как ребенок в учении спорый, слово учится ходу времен –
Строки древних – спасительной нитью, чтобы выйти к сиянию дня...
Небеса – развернувшийся свиток.. И поют Бытия письмена.
Мы кто?
Мы кто? Вода соленая, по которой бродят музыкантами ритмы. Нас вылили в
стакан тела, ограничили кожей... Хитро
улыбаются утру глаза младенца... Дай лицо твое пальцами я ощупаю слепо
и от давних слез ототру полотенцем... Изменился твой голос сегодня,
так бывает когда открывают душу. Свое тело женщина несет на руках,
приходит и свет не тушит. Ты целуешь ее осторожно и сладостно -
лаская рукою лоно. И небеса готовятся к радости, ангелочки болтают
и ждут бессонно. Два океана соленых сливаются в четвероногую плоть.
И музыкою два стона в единую пропись нот....
Будущей зимой
Испей смирения глоток -
по-существу ты – одинок,
и счастье на бумажках.
А осень подвела итог,
и собрала событья в стог,
и первый снег в овражках.
Смотри – оденься потеплей,
не вызверяйся на людей –
они не виноваты,
что жидких выдались кровей,
что не хватает теплых дней,
что холода расплатой.
Пойди на запад, на восток –
осенний ветер дует впрок,
и там, где нынче лето,
наступит скоро зимний срок,
когда метель сшибает с ног,
и слишком мало света.
Найдется дудочка в снегу,
для ветра – ветер на бегу
возьмет три звонких ноты.
- Ты подсобишь?
- Я не могу – зовут на дальнем берегу ...
- Забыл ты песни?
- Что ты ...
Такая ночь...
Нелегко мне средь птиц, что поют.
Я – излишен.
Берег времени нового крут –
Не вползти, не услышат.
Плыть навстречу теченью,
к далеким, забытым истокам?
Чтобы птицам почище водицы?
Людей не смеши.
Лучше к окнам
Подойди, посмотри –
январи, феврали, да снега, да замерзшие лужи.
И горят фонари, как горели при мне…
Без меня? Нет, не лучше, не хуже.
Солярис
...................
Пастернак
...................
Лем
Предсказали жару. Но с утра на делянках небесных,
проросли облака, и цветною капустой белы,
вдруг они потемнели. И частым припевом из песни
дождь прорвался сквозь кроны, и дачные залил столы.
Я представил тебя – все быстрее, из мокрого сада,
наяву возникая, идешь к пересохшим губам –
не победным, с ухмылкой, военно-любовным парадом,
милосердием Божьим, что встречу устроило нам.
"Как поселок зовется?" - счастливо, растерянно спросишь,
и обнимешь меня – комнатушка, лодчонка, ковчег...
И отвечу: "Солярис", не вышло названия проще,
ты сушись, раздевайся, дожди зарядили на век.
Песенка об орешке
___________ «растопчу, чтоб большая»…
___________ «в рукав»…
Нате – душу возьмите, орешек лесной,
Не печалюсь – последнее дело.
Все, что в жизни случилось – зовется судьбой,
Вот под осень судьба и созрела.
Положите в карман, там, где мякиш для птиц,
Леденцы для детей ясноглазых…
Жалко только, что тысяча с лишним страниц
В тот карман не поместится разом.
Все мы смертны. Не стоит и воду толочь,
Льется попусту, в трещинах ступка.
Перетерты слова. Будет день, будет ночь –
Пуст орешек. Но нежность в скорлупке.
Пустыня
______________________________________Моему другу, Маэстро
_______________________________________ Михаилу Броннеру
Я построю стихи – из библейской извечной печали,
караванов, что к дальним колодцам идут, как плывут,
аравийского неба, что звезды звало изначально,
обнимать чернотой и качать под теченье минут.
Спит Иаков на камне – по лестнице ангелы всходят,
и мольбу о любимой несут по сапфиру к Творцу,
и обратно, во снах – долгожданную весть о свободе,
и сжимается сердце, и слезы текут по лицу.
Не птенцов, а стихи отогрели друг другу в ладонях,
и они от Ковчега, по небу рассветному – вдаль.
Но пески и пески, те же волны пустынного моря,
и воды жаждут губы, и жив, миражами, миндаль.
Подмастерье
Читая Мандельштама
и Пастернака
Есть ли магия слова? Конечно. Зелье – заговор вечных корней.
Пуст поэзии высшей скворечник, если нет песнопения в ней –
ада, рая, библейского знанья, счета буквами... Скучно порой?
Не влекут чернокнижников тайны? Хватит строчкам молитвы простой?
Может бредить строкой, что живее? Длиться в пении утренних птиц?
Литься ливнем в прозрачной аллее, и не ведать запретных границ –
и лететь, об асфальт расшибаясь, и стараться опять и опять,
от небес до греховного края в каждом слове любовь растворять.
Только все же понятней и ближе мастерская, где тело стиха
бесконечно шлифуют и рыжим закаляют огнем на века….
И стоят подмастерья, и медлят, и случайно забредший бочарь
снова в Бога, по-своему, верит – снова гонит рубанок, как встарь.
Отредактировано Микаэль (2009-02-15 08:07:37)
Неактивен
Растопчи, чтоб большая -
из нано да сразу и в мега.
Вот тебе и пространство
для тысячи с лишним страниц.
И пускай полежит он - растоптан -
под времени снегом
И дождётся детей ясноглазых...
ещё - Синих Птиц.
Ну , конечно, мы знаем.
что этого мы не увидим.
Ну , конечно, мы смертны,
и ждёт нас вселенская ночь.
Но давай мы не будем с тобою
на это в обиде.
Наша нежность вернётся к прадетям
орешком - точь- в-точь.
Неактивен
Cпасибо! Просто замечательный стих, София!))))
Отредактировано Микаэль (2009-02-15 22:29:16)
Неактивен
, Миш!
Какое же Чудо!
И хоть атеистка,
Но вдруг понимаю,
Что не без Творца.
От этого Чуда
Забуду, что близко,
И перечеркну
Неизбежность конца.
Отредактировано ilona (2009-02-16 13:57:01)
Неактивен
Перечеркивай, София! Это как раз то, что следует вычеркивать без всякого сожаления!)))))
Неактивен
Миш!
Мудр совет! И танки наши быстры!
И с флажком Победы на врага!
Мой отец когда - то был танкистом.
И - представь - генетика жива.
А заодно и с 23 февраля. Уже на пороге!
Неактивен
Ага! Я и забыл...
Огромное тебе спасибо! Теперь я знаю, отчего с утра чешется нос)))
Неактивен
Новостные ленты сообщают о следущем Событии -
09.03.2009 05:50
В Лондоне представят единственный прижизненный портрет Шекспира
Сегодня в Лондоне (Великобритания) состоится первая публичная презентация недавно обнаруженного единственного прижизненного портрета величайшего английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира.
Как передает "Эхо Москвы", согласно утверждению ряда современных британских специалистов по творчеству и эпохе У.Шекспира, портрет сделан с натуры в 1610-м году, когда драматургу было 46-ть лет.
На портрете, который сегодня уже опубликован в британской печати, предстает человек, разительно отличающийся от считающегося традиционным изображения У.Шекспира, в первую очередь своей утонченной, аристократической внешностью. Есть основания считать, что портрет находился в коллекции 3-го графа Саутгемптона, который был покровителем У.Шекспира.
по материалу http://news.liga.net/news/N0910160.html
В течение последних 300 лет и по сей день портрет принадлежал английской семье Кобб. По словам хозяев картины, они даже не догадывались, что в их руках находится такая реликвия.
по http://www.vesti.ru/doc.html?id=260958
Вот этот портрет:
Отредактировано Микаэль (2009-03-10 06:12:10)
Неактивен