Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Письмо в Самару
эпистолярная лирика
1.
Я завладел твоим досугом,
И время ценное твое
Я не щажу, но будь мне другом, -
Уважь тщеславие мое.
Пишу, покуда очень скучно,
И грязь кругом, и небо тучно;
И без тебя, мой маков цвет,
Мне уж не мил весь белый свет.
Потом, скажу я не соврав,
От буйной жизни суеты,
Я убежден, страдаешь ты.
(Ну что, ужели я не прав?)
Добавлю только, что невзгоды
Течением смиряют годы.
2.
И сим, наверно, ободрю…
Теперь продолжу писанину
(Твоим терпением сорю),
Хочу я описать картину:
Про то, про сё, про жизнь свою.
От Питера порой я вою,
Но все ж мне нравится сей град;
Он грозен, сер, он невпопад
Страшит погодою своею:
То дождь, откуда ни возьмись,
А то вдруг снег пошел, кажись.
Сейчас вот солнцем душу грею.
И тут же задаюсь вопросом:
А не остался ли я с носом,
3.
Когда, Самару променяв
На бесшабашную столицу
И зову разума не вняв,
Оставил я родные лица?
Когда друзей водоворот
И неимение невзгод
Сменили скромность в отношеньях,
Деньгах, досуге и сношеньях?
Когда на счастие свое
Я был любим, я был влюбленный
И музой часто окрыленный,
Недооценивал ее.
Теперь бездарная стезя
Вослед ступает, егозя.
4.
«Ну что теперь мне нужно боле?»
Я сам желал сих перемен,
Покуда Волге я по воле
Брега Невы почел взамен.
Ища ль от жизни впечатлений
Или в поимке вдохновений,
Но, не ища других наград,
Я перебрался в Петроград.
Я паче чаянья доволен
Своею жизнью и судьбой,
И вновь и вновь несусь я в бой,
Хоть музой гордой я неволен:
Она то вздумает прийти,
То скажет вдруг: Увы, прости.
5.
Такою ветреной царицей
Бываю часто недоволен:
И попусту летят седмицы!
И оттого бываю болен!
Вот оттого-то мне не спится:
Мне впору хоть об стену биться:
Глядишь, уж расцвела заря,
А день и ночь прошли зазря.
Довольно слов, скажу короче:
Что только лире не сули –
Выводит кляксы да нули,
И томно опускает очи.
Вот так, скучая у окна,
В мой дом явилась и Весна…
6.
Зимой искал я упоенья
В Санкт-Петербургских кабаках;
От оных я имел влеченье
Домой являться «на руках».
Но вскоре перестал кутить,
Не звал гостей, и водку пить
Мне надоело. Вот тут другая ипостась
С азартом мною увлеклась.
Даря цветы, кричал я: Браво! –
Когда театры посещал
И шоколадом угощал
Соседок слева или справа.
(Хочу оговориться сразу:
До сих не видел их ни разу.)
7.
Но Сцены тоже надоели;
Я охладел; напала скука.
Все это, верно, устарело!
(Согласны ль вы, каков я бука?!)
Тут в одночасье увлеченье,
«Как мимолетное виденье»,
Прошло, сменившись уж другим:
Прогулки предпочел я им.
О, это чудо, право слово,
Гулять по Невскому, шагом,
Когда нет ни души кругом,
А спящий град молчит сурово.
Лишь часовые-фонари
Послушно светят до зари.
8.
А одинокая луна,
Как только ясная погода,
И по сей день, как встарь, чудна –
Послушно светит год от года.
В домах темно. Весь город спит.
Лишь некий бодрствует пиит
Да в кое некоем оконце
Горит искусственное солнце.
Вот снег покров свой предлагает:
Он, совершенно не спеша,
Большими хлопьями кружа,
Со тьмы небесной ниспадает,
И тротуары серебрит,
И голову мою снежит.
9.
Гулял вдоль набережной Мойки;
Фонтанку часто навещал,
Красот их в давешних попойках,
Вот хоть убей, не замечал.
Стоял у Спаса На Крови;
Взывал: О, Боже, вдохнови!..
Но Бог молчал, как будто нем,
Из храма сделавшись музеем,
Как славный малый инженер
Под гнетом жизни современной
Торговлею, ему презренной,
Занялся не себе в пример.
Что тут сказать? Одно: увы!
Француз сказал бы: C'est la vie!
10.
Любуясь анфиладой зданий,
Морозным воздухом дыша,
Я, не имея оправданий,
Не жадничая, не спеша
У жизни урывал минуты.
И хоть строфы мои раздуты,
Хочу уверовать тебя:
Их не было бы – не любя.
Вот правда: сделав моцион,
Любовью юной вдохновенный,
Ночной прогулкой впечатленный,
И возвратившись в свой притон,
Я с блажью легкою руки
Писал вот эти вот стихи.
11.
…уж тает снег; вот уж Весна
Свою сестрицу провожает.
На отдых та обречена
И потому не возражает.
Капризный март сменил апрель;
Уж позади теперь капель,
И птицы радостно поют
Да создают себе уют.
Ах, солнце – все теплее греет:
Под ним уж талая вода
Журчит и мчится в никуда.
И город снова молодеет.
И снова от такой погоды
Вздымают питерские воды.
12.
Итак, весна пришла с вестями:
Вот только допишу письмо
Тебе со зваными гостями
Будет доставлено оно.
А там, глядишь, и сам приеду,
То ли в субботу, то ли в среду…
(Я сам не знаю то пока –
На то есть Господа рука.)
Эх! как скучаю ж я по дому,
По близким волжским гордецам,
И по соленым огурцам -
Ух! словом, по родному;
Всего нет смысла перечесть,
Но должен я отдать им честь.
13.
Я помню всё до мелочей.
С тобой я раб: был твой всецело.
Теперь – как перст, один, ничей.
И мне свобода надоела!
С тобою я страдал, подчас,
А без тебя совсем угас.
С тех пор прошло всего полгода,
Но вновь затертая колода
Всю ту же карту выбирает.
Цыганка старая не зря
Уже в который раз подряд
У носа картою махает:
«Ну! Дама пиковая вновь!»
И шепчет: «Вот твоя любовь».
14.
Скучал ли я все эти дни?..
Ласкал ли образ твой заветный,
Когда разлукою сродни
Желали мы любви ответной?
И стоит вовсе ль говорить,
Словами пылкими сорить,
Что долгая разлука
Чинит под сердцем муку?
Что ж, близок час заветной встречи.
И скор уж предрассветный стон…
У! косный! – неподвластен он
Моей литературной речи.
(Так скоро междометий рой
Принудит выйти на покой!)
15.
На сим хочу я попрощаться
И на послед спросить P.S.:
Готова ль ты со мной венчаться,
Отдавшись разуму небес?
Достоин я быть твоим мужем?
И вообще, тебе ль я сужен?
Чтоб скор и легок был ответ,
Хочу я дать тебе совет:
С поэтом чтоб легко жилось
В благополучие и в мире
Рукоплескай ему и лире.
Среди поэтов повелось:
Вниманья требуют и славы,
И врут, что пишут для забавы.
Весна 2003г.
© Copyright: Василий Репин, 2007
Неактивен
Уважаемый Василий, с онегинской строфой Вы справились хорошо. И стилизацию сделали тоже умело, если не считать некоторых проколов (например, "небо тучно" - получается, что небо толстое/жирное, а Вы хотели сказать, что небо покрыто тучами).
Но вот вопросы: а что дальше? Как быть с этой пространной (даже чересчур) стилизацией? Какова ее собственная ценность на фоне творений того же А.С.П., всерьез конкурировать с которым, мягко говоря, не рекомендуется даже спустя почти 200 лет? Для шутки или пародии - длинновато и слишком серьезно. Остается воспринимать это, как домашнюю заготовку или упражнение праздного пера. И не более того.
Неактивен
Андрей, так я и не спорю. И домашнее, и от праздного пера, всё верно. Это реальное, самое обыкновенное письмо, и написано сие было именно как письмо, а не как стихотворение. Письмо в Самару, написанное, но не отправленное. И опубликовано оно было именно потому, что неотправленное, то есть не приватное.
И бог с вами, Андрей, о какой конкуренции Вы говорите! Уверяю Вас, притензии никогда не было и никогда не будет. Я Пушкина >>> >>> своим детям читаю, хотя мог бы, разумеется, и кое-что из собственноручно написанного, и в данном случае я поступаю так, как поступает любой родитель: даю свом детям лучшее из того, что есть.
Вы спрашиваете про собственную ценность, Андрей. Есть такая: ценность семейного архива. Может быть, когда меня уже не будет, когда будет лишь скудная память в виде семейного альбома, фотографий и нескольких уцелевших, истерзанных писем, одна скучающая от безделия юная особа, моя пра-пра-правнучка, перебирая эти пожелтевшие и постаревшие бумажки, от нечего делать прочтет и это моё письмо... Прочтет, и вспомнит обо мне, об ее пра-пра-прадедушке, что когда-то, давным-давно жил на белом свете этот чудный ее родственник, писавший стишки. Прочтет, и улыбнется... А мне, вот этой ее единственной улыбки будет достаточно. Ведь эта улыбка - очень и очень ценная, необычайно ценная эмоция, настолько ценная, что не имеет цены.
Неактивен
Василий, добро! Все выяснили. Вопросов и претензий нет
Неактивен
Андрей, спасибо за "небо тучно", покумекаю.
Отредактировано Василий Репин (2010-11-20 01:41:32)
Неактивен
Андрей, а я вот только от Вас, да опять до Вас. Хотите верьте, хотите нет, я всю ночь не спал и даже не ложилсоя. Озадачили Вы меня, по правде сказать, этим моим совсем неэстетичным и жутко аграрным "небо тучно", ей-богу. Я ведь когда писал, был ведь уверен, но не проверен, что это "тучно", хоть и не точно, но понятно и употребимо. Более того, ведь было-то оно не мной выдумано и подтянуто в угоду рифме, а было как есть у меня на слуху. Вот и кумекал этой ночью, да всё вспоминал, да на язык пробовал: где, когда и у кого я слышал подобное словоупотребление. Очевидно: исток надо искать в крестьянской литературе, чувствую, что корнями ветла эта там зацепилась, да только попробуй там отыскать, мне-то - сонному и вялому, у кого искать-то? Однако же нашел. А именно - вспомнил. А этим я уже бате своему обязан: это он у меня Сергея Александровича любил, читал, и за святого почитал; это батя мой, когда был в духе, стихи Есенина напевал и насвистывал... Издалека это воспоминание пришло, из самого детства:
Есенин С. А. - «Осень»
«Осень! Небо тучно»
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
Спасибо, Андрей. Искреннее Вам спасибо!
P.S. И всё же "тучно" я решил вычеркнуть. Это точно. Ищу замену.
Неактивен
Василий, скажу честно - это стихотворение Есенина я просто не знал, и такое словоупотребление у него вижу впервые.
Сам-то я с юных лет считал, что древнерусское слово "тук" (жир) давно вышло из употребления, и встречается разве в старинных текстах и в переводе Библии ("обложив туком лядвеи своя" - т.е. "обрастив жиром свои бедра"). А прилагательное "тучный", образованное от "тук", осталось в употреблении, и означает "жирный", "толстый", иногда еще "плодородный" ("тучная земля").
Есть еще примеры. Существительное "ков" (интрига, хитрость) давно не используется, а прилагательное "коварный" живет и здравствует. Существительное "льзя" (позволение, разрешение) срослось с отрицательной приставкой и превратилось в наречие "нельзя". В общем - век живи, век учись
Неактивен
Да, встречается такое употребление небо тучно. Хотя звучит на наш слух действительно непривычно. Там больше всего ссылок на то стихотворение Есенина (по-моему, далеко не лучшее у него), и "Письмо в Самару", но есть и другие.
Мне кажется, "тучно" в значении "покрыто тучами" - это авторское словообразование Есенина, а остальные пошли по его стопам. Но, может быть, ошибаюсь. Главное, что в этом "эпистолярном" стихотворении такое употребление вполне уместно (хотя всё время придётся Есениным защищаться)
Неактивен
Андрей, Алина, спасибо за интересные и полезные комментарии. Здравствуйте.
Андрей Кротков написал(а):
Василий, скажу честно - это стихотворение Есенина я просто не знал, и такое словоупотребление у него вижу впервые.
Сам-то я с юных лет считал, что древнерусское слово "тук" (жир) давно вышло из употребления, и встречается разве в старинных текстах и в переводе Библии ("обложив туком лядвеи своя" - т.е. "обрастив жиром свои бедра"). А прилагательное "тучный", образованное от "тук", осталось в употреблении, и означает "жирный", "толстый", иногда еще "плодородный" ("тучная земля").
Есть еще примеры. Существительное "ков" (интрига, хитрость) давно не используется, а прилагательное "коварный" живет и здравствует. Существительное "льзя" (позволение, разрешение) срослось с отрицательной приставкой и превратилось в наречие "нельзя". В общем - век живи, век учись
Совершенно с Вами согласен. Этимология в русском языке - штука удивительная и очень интересная. Более того, этимология слов, будто живой организм, живет и находится в непрерывном развитии. Будто черенки к дереву уже к существующим знаниям прирастают новые, приобретенные, спорные и убедительные, невероятные и ниспровергающие старые, теории и гипотезы. Этимология - это метаболизм русского языка. Именно благодаря ему наш язык такой "живой", "великорусский", так как он живет и благоденствует.
Как пример приведу последнее из того узнанного для себя, что меня искренне удивило в этой грани русского языка. Сейчас читаю книгу "Этимология". Автор - Орел Владимир Эммануилович, доктор филологии, специалист в области сравнительно-исторического языкознания и этимологии. Что такое удовольствие, я знал и раньше. Разные источники трактовали это слово примерно одинаково. Цитирую то, что знал и читал допрежь труда Владимира Эммануиловича:
"Слово «удовольствие» является суффиксальным производным от древнерусского слова «удоволъ», имеющего то же значение и однокоренного современным словам «довольный», «воля»" (с). Формулировка из Интернета, источников - множество.
Теперь, что узнаю из книги. Согласно теории Орла В.Э. слово «удовольствие» означает «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. Встарь слово "удовольствие" обозначало мужской оргазм, но потом слово эволюционировало до необычайно емкого, вместительного хранилища всевозможных значений. "Удовольствием" стали называть почти все, что вызывает хорошие эмоции и чувства. И данный факт говорит, что совершенно напрасно, ибо приобретая "удовольствие", теряешь "волю". Место воли и ума занимают сиюминутные чувства "уда", уда, как части туловища, теперь повелевающей человеком вместо него самого.
"Современная этимология рассматривает слово "уд" как над - под, перед - зад, сердце - уд, причем "уд" в контексте слова "удовольствие" имеет исходное значение "то, что вне", и противопоставлен сердцу."(с)
Этимология - удивительна! Не правда ли, уважаемые редакторы?..
(Мысль: "Я сказал "удивительна"?.. Неужели этимология слов "удовольствие" и "удивительно" - это?.. Очередная теория? Новая гипотеза?.. Нужен артефакт.
С уважением, Василий Репин
Неактивен
Василий Репин написал(а):
Согласно теории Орла В.Э. слово «удовольствие» означает «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. Встарь слово "удовольствие" обозначало мужской оргазм, но потом слово эволюционировало до необычайно емкого, вместительного хранилища всевозможных значений. "Удовольствием" стали называть почти все, что вызывает хорошие эмоции и чувства. И данный факт говорит, что совершенно напрасно, ибо приобретая "удовольствие", теряешь "волю". Место воли и ума занимают сиюминутные чувства "уда", уда, как части туловища, теперь повелевающей человеком вместо него самого.
Василий, я думаю, что это шутка Владимира Эммануилыча
Известное вульгарное выражение "хер голландский" вроде бы само напрашивается на толкование. Но происходит оно от немецкого Herr - господин. "Хер голландский" - господин из Голландии/Германии. Поскольку появилось это выражение при Петре Великом, когда в Росссию приезжали в основном немцы и голландцы. Русские не очень хорошо отличали одних от других. А обращение herr в беседах иностранцев слышали часто. И внедрили в отечественное употребление
Неактивен
***
Везде долги: мужской, супружеский,
гражданский, родственный и дружеский,
долг чести, совести, пера,
и кредиторов до хера.
(Игорь Губерман, Гарики на каждый день)
***
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другова,
Молодая, красивая дрянь.
Ах, постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну.
Льется дней моих розовый купол.
В сердце снов золотых сума.
Много девушек я перещупал,
Много женщин в углу прижимал.
Да! есть горькая правда земли,
Подсмотрел я ребяческим оком:
Лижут в очередь кобели
Истекающую суку соком.
Так чего ж мне ее ревновать.
Так чего ж мне болеть такому.
Наша жизнь - простыня да кровать.
Наша жизнь - поцелуй да в омут.
Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на хер...
Не умру я, мой друг, никогда
(Сергей Есенин. "Пой же, пой")
---------------------------------------------------------
Всё же, я полагаю, и Игорь Губерман, и Сергей Есенин писали про русский хер, а не про голландский...
Про русский хер... /По закону буквы/
С уважением, Василий Репин
Отредактировано Василий Репин (2010-11-25 07:12:42)
Неактивен