Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Венозный сноп стеблей насквозь промок,
Но, угольем жестоко подпаленный,
Возносит к небу зыбкою колонной
Слоисто-желтый жертвенный дымок.
Небритый жрец в помятом пиджаке,
Устало свесив обезьяньи руки,
Стоит в запретном черноземном круге
Спиною к дому и лицом к реке.
От богоносной блажи и брехни
О матушке-земле давно излечен,
Он твердо помнит, что никто не вечен,
Заройся ли в нее или прильни.
Потом он молча соберет золу,
Сочтет убытки, подобьет накладки,
И, убедившись в полном беспорядке,
Закурит и прислонится к стволу.
Он дышит равнодушно и легко,
Не думая ни о каком законе,
А древоточец тикает в иконе,
И на шестке бормочет молоко.
1990
Неактивен
Понравилось, но есть вопросы. (это не в порядке критики, а для повышения собственной образованности )
1. Почему "сноп стеблей"- "венозный"?
2. Почему "черноземный круг" - "запретный"?
3. Допустимо ли ударение "прислОнится"?
4. "И на шестке бормочет молоко" - о чём идёт речь? Кипяченте молока над костором? А почему не дома?
5. О каком вообще процессе идёт речь? Сжигания ботвы?
Неактивен
Алиса, с удовольствием (и покаянно) отвечаю.
Как-то раз, давным-давно, убирал с огорода ботву. Сноп картофельных и помидорных стеблей поразительно напомнил натруженную руку немолодого человека, с выступившими венами. Запомнилось...
На небольших участках Подмосковья земля плохая. Удобренные кусочки плодородной земли, где хоть что-то может вырасти, кроме лопухов, дачники берегут как зеницу ока - пропалывают, огораживают, запрещают по ним ходить. Вот и запретный круг...
"ПрислОнится" - по моим данным, слово двухударное, оба варианта считаются нормой.
Отверстие топочной камеры русской печи называется ХАЙЛО. Плоское пространство перед хайлом - ШЕСТОК. Небольшое углубление на шестке, в которое выгребают угли - ЗАГНЕТКА. Когда печь сильно протоплена, то на горячий шесток рядом с полной углей загнеткой выставляют корчагу (широкогорлый горшок, отличающийся от узкогорлой крынки) с молоком. Здесь молоко не убежит - медленно прогреется и будет тихонько кипеть, издавая при этом "бормочущий" звук.
Сожжение ботвы? Да. Осенью сырая трава и ботва горят плохо - дают густой белый тяжелый дым, который плохо возносится вверх, норовит стелиться по земле и на самом верху сжигаемой кучи прослаивается желтым (от обилия влаги).
Неактивен
Ага. Ну значит, я примерно правильно поняла всё. Вот если бы чуть понятнее всё же для читателя, которому не известны все эти премудрости (особенно, насчёт шестка)
А стихотворение хорошее.
Неактивен
Алиса, спасибо. Эти пресловутые "образы"... Сживешься с ними - и не думаешь, что другой не всегда сразу уловит коннотацию. Помню, как спорил с одним человеком по поводу мандельштамовских образов. Он кипятился: "Дайте Тютчеву стрекОзу..." - эт-та что такое? А "Батюшков нежный со мною живет...." - безобразие, разврат! Правда, это было вскоре после выхода первого (безбожно поуродованного) сборника Мандельштама в 1973-м, и сам я был совсем еще не дока (знаток поэзии 17 лет от роду!). Но кинулся на защиту - и вроде бы отстоял. С тех пор сделался занудой-толкователем. Иногда это помогает.
Неактивен
А я не особо люблю Мандельштама :-x
Неактивен
Алиса, вы правы. Я вообще не люблю "писателей в целом". На известный вопрос отвечаю: у меня нет любимых писателей - есть любимые книги, нет любимых поэтов - есть любимые стихотворения. Это относится решительно ко всем. Блок для меня - это "Равенна", кое-что из "Итальянских стихов" и "Соловьиный сад". Мандельштам - десяток стихотворений из "Камня". Даже Пушкин мне не угодил, во как! "Евгения Онегина" знаю от и до, обожаю. А, скажем, "Анджело" или "Братья-разбойники" - да пошли они куда подальше...
Неактивен
Во многом согласна с Вами. Мне у Блока нравится ещё "Девушка пела в церковном хоре". Пушкин мой любимый поэт (как это ни банально), но и у него не всё люблю. А ценю его больше всего за тонкую ироничность и сдержанность.
Неактивен
Чудесное стихотворение, поддерживаю ваш разговор с Алисой, кумиров себе не создаю, но хорошо написанное ценю...
Древоточец тикает в иконе...Это просто нечто! Пойду ка я стиш рожу на эту тему...
Неактивен
Ночь. Древоточец тикает в иконе,
боль проедает христианский лик,
но вера, преломляясь в тихом стоне,
ведет на крест сознательно живых.
Годами торят пыльную дорогу
пытаясь, подвиг старый повторить.
А грешная луна, снимая тогу,
меж жизнями заставит все забыть.
Ночь. Издеваясь над мечтою вечной,
Чистилище, как клавиша delete,
стирает память драмы бесконечной
и дарит в Воскрешение билет,
где белки колесо вращают снова,
колокола звенят за упокой...
Лишь древоточец, тикая сурово
окно в Свободу рубит за доской.
©Джонни
Неактивен
Уважаемый Дракон, пусть меня съедят мыши, если в моем ответе прозвучит лесть, но это чрезвычайно хорошо! Я так и не смог овладеть искусством диссонансной рифмы (delete - билет), а у вас она не только живая, но еще и подыгрывает английскому приему графической рифмы (когда рифмуется по написанию, но не по звучанию, love - move). Спасибо!
Отредактировано Андрей Кротков (2006-04-20 17:32:33)
Неактивен
Спасибо Андрей! Вот такие мысли родил ваш древоточец...
Неактивен