Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Валежину Тимур в темноте не заметил и, зацепившись ногой, грохнулся животом на мокрую землю. Выругался, сел и опять выругался. Ноги промокли уже давно, и в ботинках хлюпало. Воздух с каждым вдохом гнал нездоровую сырость в легкие. Куда идти - не видать. В небе ни Луны, ни звезд - утонули они, что ли?
Жека, шедший где-то впереди, кажется остановился, потому что не стало слышно хлеста тугих веток да хруста ломающихся под ногами сучьев.
- Как ты? - спросил он.
- Живой ... - буркнул Тимур. - Но, если пойду дальше - сдохну!
- Костер - тут, недалеко. Давай ко мне - отсюда хорошо видно.
Тимур втянул воздух ноздрями.
- Эту сказочку про "рукой подать" я от тебя всю ночь слышу. Если костер недалеко, почему не пахнет дымом?
- Слушай, ветра нет, вот и не пахнет! - разозлился Жека - А может нос у тебя соплями забит. Я ведь тоже устал. Кончай ныть и пошли.
Тимур не ответил. Он смежил веки и нашел, что так гораздо спокойнее, приятнее. Не надо всматриваться до боли в темноту, силиться различить силуэты елок и одновременно бояться, что силуэты эти вдруг ткнут ветками в широко раскрытые глаза.
- Люди-и! Ау-у-у! - закричал Жека в том, другом мире, снаружи закрытых век.
- А-у-у! - ответило эхо.
Тимур вскочил на ноги - это было не эхо! Не может эхо отвечать настолько непохожим голосом! Он живо догнал Жеку и скоро они вышли к костру, у которого сидел старик в дождевике. Старик все время то ли что-то бормотал, то ли жевал чего, но губы его постоянно двигались. Назвался он охотником и встретил усталых путников радушно, пододвинул к ним пару сухих бревешков и даже не слишком приставал с расспросами, пока Тимур с Жекой не отогрелись.
Потом парни рассказали, как решили срезать путь и добраться к железнодорожной станции напрямую через лес. Дальше они заблудились, и старик услышал несколько причин случившегося. Понятно, никто не снимал вины с необычно темной ночи. Но что толку пенять на глухую природу? Гораздо больше, по мнению Тимура, провинился Жека, так как был нетрезв и позабыл дорогу к станции. То же самое про Тимура говорил Жека. Правда же заключалась в том, что оба приятеля вышли в путь навеселе, а дорогу никто из них никогда толком и не знал.
Сейчас и Тимур, и Жека блаженно впитывали тепло костра и слушали старика, объяснявшего дорогу до станции. До станции было не далеко, и это грело тоже.
Старик подбросил веток в огонь и сказал: "Отдыхайте , поспите ... Утро вечера мудренее ... А там и пойдете к станции ... Вам еще повезло, что в такую тьму не угодили в Поганую Топь. Она здесь рядом совсем."
- Топь - это болото, что ли? - спросил Жека - Видели мы его ... стороной обошли. А почему название такое - Поганая Топь?
Старик не ответил, поворошил костер и переспросил в свою очередь: "А, когда свернули? Гать-то, настил такой из веток, видели? Или повернули раньше?"
- Гать видели. - влез в разговор Тимур. - Пошли по ней сначала, но зыбко там, вот и вернулись обратно - обогнули болото. А что такое?
В пламени костра треснуло, и в воздух вырвалась огневая стая мотыльков. Тимур попытался рассмотреть в этот миг глаза старика, но не успел - в ночной сырости искорки слишком быстро гасли. Старик на какую-то минуту перестал двигать губами, видимо что-то решая, а потом рассказал такую историю.
Поганую Топь прозвали так уже давно. Поговаривали, что болото проклято. Тонули люди здесь частенько, но дело было даже не в этом. Вместо утопленников появлялись болотники. Болотник - совсем как человек. Как две капли воды похож на того, кто утонул. Ходит, дышит, говорит, ест, пьет. Никак не отличить. Воспоминания у него остаются все. Только вот не помнит, что утонул на самом деле. Болотники сами не знают, что они не люди, что настоящий человек давно лежит под водой в Поганой Топи.
- Да ты, дед, сказочник и философ! - развеселился Жека. - Так вот, если подходить по-философски, то поскольку нет никаких отличий, то болотника можно считать человеком-оригиналом, а значит получается, что никто и не тонул вовсе.
- Погоди! - оборвал его Тимур, в душе которого рассказанное стариком поселило неясную тревогу. Корни тревоги Тимур пока не понимал, но чувствовал, что должен разобраться в этой истории.
- Если найти утопленника, - предположил Тимур - то этим можно доказать, что тот, второй - поддельный. Так?
- Да ты, что ли, веришь в эти байки? - фыркнул Жека.
- Все верно - сказал старик, не обращая внимание на Жеку - найти утонувших можно, больше того, если болотник увидит своего утопленника - то вернется откуда пришел - в болото. Погибнет.
- И все равно - ехидно возразил Жека - болотники ведь не знают, что их люди утонули. Искать, стало быть, никого не станут, а пойдут прямиком к себе домой, заживут обычной жизнью. Как тогда вообще узнать, что в этом болоте кто-то утоп?
Вопрос этот показался Тимуру резонным.
- Есть еще одно отличие от человека - сказал старик - но оно связано с местом. Болотники не могут далеко уходить от Поганой Топи. Вот вы идете на станцию, если болотник, скажем, взберется на железнодорожную насыпь - это уже далеко для него, погибнет. Так что по своим домам никто не возвращается.
То, что старик привел их с Жекой в качестве примера с болотниками, неприятно поразило Тимура. Мысль, - как будто ее подталкивали, подталкивали в нужном направлении, и вот она наконец сдалась, - понеслась не хуже затравленного зайца.
- И что же получается? - спросил Тимур - мы завтра утром можем перейти железнодорожные пути. И р-раз! Поминай как звали?
- О чем и разговор - усмехнулся Жека - мы ведь еще от болота не ушли, и никак не понять болотники мы или люди. Можем только вернуться и поискать себя в трясине, рискуя, опять же, умереть при теплой встрече. Готовы мы вернуться в болото, Тимур?
Тимур помотал головой.
- Ну, тогда такой вариант - идем утром куда шли, и ничего с нами не случится. Извини, дед, спасибо тебе, что обогрел и путь показал, но не верим мы в твою страшную сказочку. Вот так-то вот. И вы как хотите, а я лично - спать. Утром нам еще прилично идти.
- Да ведь не хотел я вас напугать! - миролюбиво сказал старик. - Рассказал просто, что люди здесь говорят. А остальное вы придумали сами.
- Нас так просто не напугаешь! - бодро соврал Тимур.
- Ну вот и лады. - сказал старик - Спите, а я пойду - надо проверить капканы, да охотничий домик нельзя оставлять без присмотра. Дорога вам дальше легкая. Поди, не заблудитесь, при свете-то.
Когда старик ушел, Тимур попробовал уснуть, но сразу это не удалось.
- Жека, а, Жека - позвал Тимур - ты себя нормально чувствуешь?
- Какой нормально, устал как свинья!
- Да, я не про то. Что-то необычное чувствуешь?
- Блин, хватит ерунду городить. - сказал Жека сердито - Чтобы я еще с тобой куда-то пошел, где слегка (только слегка!) темно, да ни в жизни! Тебя наверное пистонами детскими до смерти напугать можно.
- Пошел ты! Вовсе я не боюсь. - обиделся Тимур - просто проверяю. Ты весь наш путь помнишь? До деталей? Скажи и я отстану тогда.
Жека задумался, потом уверенно сказал: "Помню полностью. Полностью и только полностью!"
- Я тоже помню все. - сказал Тимур.
И скоро оба они спали.
С приходом утра сырость не исчезла, а воплотилась в виде тумана, густого и тяжелого. Костер погас сам собой, и головешки уже успели отсыреть.
Жека растолкал Тимура, и они, протирая глаза да ежась от холода, побрели к железной дороге. Идти утром, пусть даже и туманным утром, оказалось гораздо легче. Сосны и ели постепенно сменились березами, потом показался малинник и железнодорожная насыпь.
Увидев железку, Тимур почувствовал сначала прилив радости, но потом навязчивое беспокойство перепутало его мысли. Он остановился у куста малины и стал отправлять в рот одну за другой кисло-сладкие ягоды, завороженно глядя, как Жека радостно карабкается по насыпи.
Не оглядываясь, Жека забрался на самый верх, встал на рельсу и повернувшись к солнцу что-то весело крикнул. В ответ Тимур тоже весело улыбнулся, хотя крика почему-то не расслышал. А дальше, увидев удивленное лицо друга, Тимур вздрогнул от дурного предчувствия. Жека опять крикнул, уже почти плача, и опять утренняя тишина даже не колыхнулась.
- Жека-а! - закричал Тимур отчаянно, не замечая, что вломился в малинник, крепко сжимает колючую ветку, и шипы до крови впились в ладонь. - Давай сюда! Назад!
Жека услышал, но сделать ничего не успел. Тело его слегка осело, а затем водопадом ушло в землю. Все произошло быстро, беззвучно, страшно.
Тимура оглушило. В голове шумело, отбойные молотки долбили виски. Много раз порывался Тимур взобраться к месту, где пропал его друг, и столько же раз, останавливался в отчаянии на половине пути, скатывался назад к подножию насыпи.
- Ах, ты старая сука ... - шептал он - ты ведь все знал ... зачем ты так ... что же ты делаешь, гад ...
Скатившись в очередной раз с насыпи, Тимур развернулся и, пошатываясь, пошел в лес. Дороги он не разбирал, шел, повинуясь инстинкту. Ветки хлестали его по лицу, корни и трава цепляли за ноги. Если бы кто-то спросил его, куда он идет, Тимур едва ли смог бы ответить. Цель была туманной. Но она безусловно была.
На месте костра все было по-старому. Пусто. Тимур покрутился, определил направление к Поганой Топи. Туман рассеялся, даже выглянуло солнышко, но Тимуру солнечный лес не казался ни ласковым, ни добрым.
Вчерашнего деда Тимур углядел издалека - деревья на болоте были мертвые, без листьев и обзор не загораживали. Старик стоял у сломанной березы и что-то пытался рассмотреть в воде, затянутой ряской. Увидав Тимура, он ни сколько не удивился, помахал ему рукой и крикнул: "Гать - она вон там. Давай сюда!"
Тимур сжал кулаки, но когда он подошел к старику вся злость куда-то подевалась. Осталась обида, жалость и ... почему-то безразличие.
- Здесь - сказал старик, отводя ряску рукой.
Из под воды на Тимура смотрел Жека.
Тимур отвернулся. Из под век его выступили слезы.
- Вы все знали? - спросил Тимур хрипло.
- Предполагал. - хмуро ответил старик - Тут наверняка-то сразу не узнать. Ты здесь тоже недалеко ... плаваешь. Но смотреть не советую.
- Погибну, как ... Женя?
- Говорят так.
Тимур отвернулся и выбрался на твердую почву. Следом за ним вышел и старик и стал с жаром говорить: "Ты оставайся со мной. Я ведь тоже, как вы, с другом здесь шел. Лет тридцать тому назад ... Друг мой был даже похож на тебя ... Мы тогда не верили в истории, что про Поганую Топь болтают, про болотников. А когда выходили из леса он ... погиб, даже лужицы не осталось. Ничего!"
- А почему вы нас-то не остановили?! - крикнул Тимур.
- Я пробовал ведь. Вы бы мне смогли поверить? Послушались бы?
Тимур не ответил.
- То-то и оно! Оставайся! Я уже обустроился, все тебе расскажу, покажу ... в охотничьем домике у меня даже радио есть!
Радио Тимура доконало. Снова нахлынула дурнота, в голове опять зашумело.
- Я ... мне надо подумать, походить ... я так не могу ...
Тимур жестом остановил старика, который пытался сказать что-то еще, и, опустив голову, побрел в ельник.
Старик долго смотрел ему вслед, пока сгорбленная фигурка полностью не скрылась за деревьями.
- Пошел ... - пробормотал старик, привыкший за долгие годы почти полного отшельничества выражать мысли вслух. - Все они уходят, один я вот остался ... побродит и на железку опять пойдет - пробовать ... все так пробуют ... надеются. Может и повезет ему ... его утопленника я не нашел ... А может вернется?
Старик еще что-то бормотал, старательно гоня от себя мысль, мучившую его уже три десятка лет: А был ли утопленник у него самого? Искать в свое время он не решился, а иначе как узнаешь?
Вздохнув, старик сердито топнул ногой, и мысль забилась в дальний уголок сознания, чтобы вылезти в другой, более подходящий момент.
Где-то вдалеке послышался резкий гудок поезда.
Неактивен
Качественный такой саспенс. Язык бесхитростный, но другого и не надо, чтобы не заслонять сюжет и идею. Да и бесхитростность показная, на самом деле все выверено до словечка. Идея мощная - псевдожизнь в страхе и неизвестности или шаг вперед. Очень, очень хорошо. Вам письмо в личных сообщениях.
Неактивен
Черёмина написал(а):
Язык бесхитростный, но другого и не надо, чтобы не заслонять сюжет и идею.
Послушайте, Черемина, вам некажицо что все фабульщики пишут как раз этим "безхитросным", легко читаемым языком? ВСЕ ТАК ПИШУТ! И хваля ( хвалите не только вы, но и все прочие) такое неумение обращатся з языком, вы даете зеленый свет банальности и штампу речи. Необязательно чтоб язык стал непроходимой чащей, но просто пусть будет индивидуальным. Хватит это поощрять хвалебными отзывами, - это выглядит ничтожно.
Неактивен
Читал этот текст ещё в прошлом году, кажется на самиздате в каком-то конкурсе.
Запомнилось.
Качественная достоверность.
Неактивен
Черёмина написал(а):
Качественный такой саспенс. Язык бесхитростный, но другого и не надо, чтобы не заслонять сюжет и идею. Да и бесхитростность показная, на самом деле все выверено до словечка. Идея мощная - псевдожизнь в страхе и неизвестности или шаг вперед. Очень, очень хорошо. Вам письмо в личных сообщениях.
Спасибо! :D
Неактивен
рыбка-бананка написал(а):
Черёмина написал(а):
Язык бесхитростный, но другого и не надо, чтобы не заслонять сюжет и идею.
Послушайте, Черемина, вам некажицо что все фабульщики пишут как раз этим "безхитросным", легко читаемым языком? ВСЕ ТАК ПИШУТ! И хваля ( хвалите не только вы, но и все прочие) такое неумение обращатся з языком, вы даете зеленый свет банальности и штампу речи. Необязательно чтоб язык стал непроходимой чащей, но просто пусть будет индивидуальным. Хватит это поощрять хвалебными отзывами, - это выглядит ничтожно.
Мое мнение таково, что простотота или сложность языка, количество "красоты" и т.п. - это всего лишь литературный прием, а не показатель умелости или нет. У каждого метода свои достоинства и недостатки. У одного автора в разных рассказах может применяться "разный язык".
Неактивен
Дмитрий Толстых написал(а):
Читал этот текст ещё в прошлом году, кажется на самиздате в каком-то конкурсе.
Запомнилось.
Качественная достоверность.
Рассказ был написан на конкурс "Новая раса" на Самиздате. Спасибо, что запомнили
Неактивен
ну тогда почему же все пишут ОДИНАКОВЫМ(NB) языком? т.е. какие-то различия есть, но они из тех что заметны под микроскопом, и теряются на фоне сорняков словесных и вездесущих.
Неактивен
Рыбка-бананка!
Уж не себя ли вы хотите выставить в качестве примера неодинаковости?
Неактивен
ну да. А вы еще сомневалися?!
Шутки шутками, но я ведь не о том чтобы неадекватно строчить строку, я об капельку усложненном написании текста, при помощи извращенных тропов, и сложных предложений. или фабулятам это не подсилу?
Неактивен
Так ведь и я все о том! И ни сколечки я не сомневалюсь! Вот только извращений нам не надобно! Спасибо. На Прозе объелись!
Неактивен
Рыбко, у Вас есть своя точка зрения - хорошо, не навязывайте ее другим. Я уже говорила и повторюсь, что язык - это еще не все. Для меня гораздо важнее сюжет, идея и характеры, общая достоверность (или наоборот, фантастичность, в которую поневоле веришь), нежели просто рисование велиречивостей. И даже если все перечисленное присутствует, но теряется где-то на периферии стиля, живущего собственной жизнью, читать это скучно, перечитывать - тошно. А для меня показатель хорошего чтения - это желание перечитывать произведение снова и снова.
И вспоминаю слова Пастернака, которые были сказаны по поводу философии в прозе: "Читать чисто философское произведение так же странно как и есть хрен ложкой" (далеко не дословно, но по смыслу). То же самое можно сказать про оригинальность языка. Блюдо хорошо, когда слегка приправлено, но вбухай в него кило перца и есть станет невозможно. Так вот, все эти "изощренные тропы" хороши по одной на тысячу, иначе от них изжога.
В тексте Петра, написанном на первый взгляд простым и незатейливым языком, для вкусности вполне хватает таких ненавязчиво-элегантных оборотов как: "в том, другом мире, снаружи закрытых век" или "огневая стая мотыльков".
Впрочем, я не пытаюсь Вас переубедить, думайте что хотите. Вы напоминаете мне пубертатного отрока в период поиска себя - что ж, дело хорошее, ищите да обрящете.
Неактивен
я в поисках утраченого времени, и да простит мне сие словоблудие бедняга Пруст!
И не пошел бы ваш Пастернак чтоли на х. Потомушо есть такое понятие как "медленное чтение" когда впитываешь в кровь все буквенное.
А все таки фабулятам не подсилу...
Точно так как вам тошно читать и(или) перечитывать припустим мои словесные чагери, мне совершенно не выносимо травится этим "легким" безникотиновым текстом, для меня он пресен и безвкусен (тут имеется ввиду не вплане эстетики), такой злобопротивный текст напоминает выдохшееся пиво (хотя я его не пью), или засохший заплесневелый хлеб, в итоге: я становлюсь ненавистником сетепрозы, и вот это ужо печально.
Неактивен
Да сходите же на неолит, в конце концов, полечитесь.
Хотя, могу здесь дать подборку фабуловских стилистов (в хорошем смысле, не обольщайтесь на свой счет):
Рома Кактус "Теорема колбас": http://fabulae.ru/prose_b.php?id=285
Капитан Луна "Последняя вечеря в 3072-м году": http://fabulae.ru/prose_b.php?id=350
Сергей Неупокоев "Закладка": http://fabulae.ru/prose_b.php?id=165
Нескольких имен для затравки хватит. Наслаждайтесь, впитывайте и оставьте Пастернака в покое. Дорастете до него лет через двадцать - тогда поговорим.
Неактивен
от вашей фразы о том что я до кого-то дорасту мне зябко. Ну во-первых не доросту!
во-вторых - если и доросту то все равно не поверю что дорос. Надо мной тяготит вечное недовольство собой, и оно будет рости и станет моим зеркалом тролей: я буду видеть все в искажонном ракурсе. вот так вот.
Неактивен
Дело не в том, что Вы успокоитесь, достигнув какого-то рубежа - нормальный человек всегда в поиске и легком неудовлетворении. Просто есть объективно "взрослые" вещи, которые юный человек не в состоянии адекватно воспринять, не потому что глуп, а только лишь в силу неопытности.
Неактивен
А ссылки таки почитайте, авось, что-то понравится. Авторы (сиречь стилисты) достойные.
Неактивен
рыбка-бананка написал(а):
я в поисках утраченого времени, и да простит мне сие словоблудие бедняга Пруст!
И не пошел бы ваш Пастернак чтоли на х. Потомушо есть такое понятие как "медленное чтение" когда впитываешь в кровь все буквенное.
А все таки фабулятам не подсилу...
Точно так как вам тошно читать и(или) перечитывать припустим мои словесные чагери, мне совершенно не выносимо травится этим "легким" безникотиновым текстом, для меня он пресен и безвкусен (тут имеется ввиду не вплане эстетики), такой злобопротивный текст напоминает выдохшееся пиво (хотя я его не пью), или засохший заплесневелый хлеб, в итоге: я становлюсь ненавистником сетепрозы, и вот это ужо печально.
А если мы не пьём и не курим?
По-моему, это вы заблудились во времени. Или часы вверх ногами надели
Неактивен
Черемина! а помните вы мне оставили две ссылки одну на рассказ где все на букву "С", кажись это Мастер Ли(блин, а он в основном поэзию строгает), оч. понравилось, бесподобная филигграння вещь рафинировання, я умилился, и я (дай Бог) буду перчитывать, а еще у него стих есть про микроскоп...
я это к тому, что я обязтельно читаю ссылки, которыми вы меня кормите. Пасибо вам человеческое, сердешное, признательное.
Неактивен
Бессонов Петр, понравилось. Захватило - особенно в конце, когда стало понятно, что старик живет в неизвестности.
+1
Неактивен
Идея и стиль и намернно-широкая разбивка абзацев - всё замечательно. От вашего рассказа возникает волшебный эффект. И ведь не вызывают же подобных чувств и послевкусий многие другие авторы. Значит (делаю я вывод) дано вам это замечательное
качество - передавать свои ощущения и мысли с максимальным КПД. Мой голос из устало-мудрого го становится обжигающе-искреннийм: Мо-ло-дец!
Неактивен
Вроде как неплохой рассказ, захватывает.. и т.д.
Только перечитывать никогда не буду. Чтиво оно и есть чтиво, прочитал и забыл.
Так.. погремушка. Надумано наверно через край... не легло.
Отредактировано ЖукоВ (2007-01-16 14:29:12)
Неактивен