Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Поэзия Бориса Пастернака – явление столь уникальное и неповторимое, что даже сейчас не может быть оценена в полном объеме. По-видимому, это дело будущих поколений. Также и с феноменом личности поэта. Мемуаристика о Пастернаке сегодня представлена чрезвычайно широко. Это и многочисленные заметки современников и книги, например, сына поэта – Е. Пастернака «Материалы для биографии» или отца – известного художника Л. Пастернака «Записки разных лет».
Из последних изданий любопытна книга К. Поливанова «Пастернак и современники», насыщенная интерпретациями стихотворений, материалами об отношениях поэта с рядом коллег по цеху.
Ну, и конечно, книга из серии ЖЗЛ замечательного, тонкого писателя и исследователя Д. Быкова «Пастернак». «Быков впервые появляется в сюртуке архивариуса — и надо сказать, сидит он на нем не хуже, чем тужурка романиста и китель военкора», - удачно замечено в одной из рецензий.
Наличие в нашу эпоху Пастернака — это рассказ о прохождении великого художника сквозь вязь перипетий сложнейших испытаний и исторических вихрей. Вязь, позднее трансформировавшуюся в искусство поэтической строки. Но «минуты роковые», да и целые роковые года не вытравили из этого Человека достоинство и честь. В этом смысле всем нам есть чему поучиться. Или призадуматься. Биография и, если угодно, творческое поведение Пастернака – показательный нравственный ориентир.
Какие основные задачи решил поэт? Преодолел интеллигентский комплекс перед «народом», «раскодировал» отношения с властью (недаром современники констатировали отсутствие привычного пиетета даже в отношении «Вождя народов»), разошелся безвозвратно с авангардной и угоднической колоннами в культуре, провозгласил в каждой строке отрицание насилия, лжи и самодовольства, «урегулировал сложности собственного генетического еврейства» и стал подлинно русским поэтом и писателем безо всяких оговорок.
«У Пастернака основная нагрузка приходится на бесчисленные, громоздящиеся согласные; его ранние книги — живой урок сопромата. Круг тем и адресатов, ритмы, мелодика — символистские, в особенности блоковские; звук — явно от футуристов. Говоря грубее — гласные от предшественников, согласные от сверстников». Но кто сможет так же - из нагромождений - дворцы!
А Нобелевская премия, присужденная художнику (и которой его бесцеремонно лишили у себя на родине – о, апогей пошлости, низости, заскорузлости власти!), - лишнее подтверждение и того, насколько всемирен и внеконтекстуален подлинный талант. Перефразируя слова Д. Быкова «путь Пастернака был из интеллигенции в духовные аристократы.
Личность поэта привлекательна и в 2007 году, причем, ничуть не меньше, чем в 50-е. «Быть живым. Живым – и только», - характеризующий девиз лейтмотивом проходит через всю жизнь Мастера.
Пастернак для современников был поразительно разным, вероятно, поэтому никто никогда не относился к нему равнодушно. Одни – достаточно холодно (Маяковский). Другие с величайшей любовью (Чуковский, Лихачев), третьи ненавидели (сталинские конъюнктурщики от литературы). Тем не менее, сквозная мысль воспоминаний – удивительная жизненная сила Пастернака, его стремление творить на пределе. «Ни дня без строчки» - призыв актуален для любого художника в любые времена.
Сестра поэта Л. Пастернак–Слейтер отмечает, что многим были непонятны его творения, и в то же время, как ни парадоксально, настаивает на пастернаковском «проповедничестве» стихотворной простоты. Конечно, вряд ли можно поставить в вину поэту его не всегда и не всем понятные образы, подсмыслы и ассоциации. Ибо пастернаковская поэтическая специфика позиционируется не в сфере наивности. Нет, эта простота иного рода – великих созданий Микеланджело, Пушкина, Чайковского, рожденная подлинной истинностью и правдой мировосприятия.
Сын поэта пишет о нетерпимости отца к фальши и шаблонности в любом проявлении. Борис Пастернак в воспоминаниях сына – человек очень трудолюбивый и оттого счастливый. «Он был щепетилен в доделке последних мелочей», - замечает Е. Пастернак.
Н. Вильмонт в книге «О Борисе Пастернаке» называет старшего друга «последним большим поэтом современности». «В нем одном (после смерти Блока), - утверждает Н. Вильмонт, - наблюдалась та соразмерность дарования и творчества с жизнью поэта, которая… составляет отличительный признак… великого художника». Мемуарист приводит знаковые факты из повседневной жизни Пастернака: поэт любил и ценил юмор, но слыл обидчивым до крайности (хотя вида не подавал), даже в зрелом возрасте прислушивался к мнению отца, был суеверен, любил красивых женщин (вспомним «и прелести твоей секрет/Разгадке жизни равносилен»). Отличался общительностью и терпеть не мог фамильярности. Среди близких друзей – литературовед Н. Вильмонт, музыкант Г. Нейгауз, философ В. Асмус, поэты А. Ахматова, П. Яшвили, Т. Табидзе (ушедшие из жизни в 30-е), писатель К. Локс. Скульптор З. Масленникова – одна из немногих, кому позировал Пастернак, отмечала удивительное присутствие внутреннего сияния в облике поэта. «Русская интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твердостью», - писал В. Шаламов. «Однажды, в разгар травли М. Зощенко, в редакции журнала «Новый мир», куда зашел Пастернак, появился молодой переводчик, которого представили поэту. Пастернак воскликнул: «Боже мой, этот молодой человек так похож на бедного Михал Михалыча!». Немая сцена. Все просто оторопели. Зощенко – «отщепенец», «мерзавец», а тут с такой лаской, нежностью… Это была не смелость, не вызов… это было естественно для него – как «достать чернил и плакать», - пишет А. Алова. Именно естественность, особая интеллигентность Пастернака так привлекали людей. Жена поэта – З. Пастернак признаётся, что как художник слова он был ей мало доступен, но магическое обаяние Бориса Леонидовича, своеобразие натуры и его притягательность покорили ее бесповоротно.
Пастернак – сложная, неоднозначная личность. Данная мысль постоянно присутствует у всех мемуаристов, лично его знавших. Как любой человек, поэт отнюдь не был святым. Для нас же важно правильно понять его роль в русской и мировой литературе, в общественной жизни.
Пастернак – целая веха российской истории и певец ее будущего, Мастер, мечтавший создать Книгу для всех – «кубический кусок говорящей совести», и сам ставший совестью XX века, моральным противовесом тирании и прочему злу. Он один из тех, кто принимал народную боль как собственную. Хотя никогда не произносил бодрых победных речей и не сочинял конъюнктурных куплетов.
Отредактировано Александр Клименок (2007-10-27 18:42:15)
Неактивен
Александр Клименок написал(а):
«раскодировал» отношения с властью (недаром современники констатировали отсутствие привычного пиетета даже в отношении «Вождя народов»)
Не совсем так, известен его разговор со Сталиным по поводу Мандельштама, закочившийся бросанием трубки вождем и долгой депрессией поэта: он так и не решился назвать коллегу Мастером...
И все тридцатые годы Пастернак жил в постоянном ожидании ареста, что подорвало здоровье, лишило сна и разлучило с эпистолярной любовью - М.Цветаевой. Он даже побоялся навестить мать - будучи в парижской литкомандировке (по указанию Сталина)! Цветаева тогда назвала его "чудовищем"...
И в отношении своих женщин, он был, мягко говоря, "виртуалом" - на "реал" уже не оставалось ни сил, ни времени. Так было с Ольгой Фрейденберг, так было с Цветаевой, и лишь в отношении к Ариадне Эфрон, Пастернак показал себя джентльменом и частично искупил вину перед ее матерью...
Вообще, «раскодировал» отношения с властью - интересный перл, но мы можем лишь догадываться о мотивации вождя "не трогать этого небожителя".
Неактивен
Евгений, вот Вы опять... Набор отрывочных знаний, стремление подиспутировать кое-какие есть, но не разобравшись - закидываете.
Статья концептуальна и нарочито обща. Она - конспект идеи о личности истинного художника, призыв к хотя бы ознакомлению с его жизнью и творчеством Я из-за этого не стал дробить ее на примеры (в т. ч. неявные, и гипотезы).
Депрессия Пастернака ничего общего со страхом перед застенками не имела. Разочарование, расставание с медальным образом "Вседержителя" - вот ее причина. А пиетета и дрожи бледной перед властью у поэта не было по определению истинно интеллигентскому (о чем я и пишу). Случай с телефонным разговором по поводу Мандельштама, результатом которого стала депрессия, мне известен. Пастернак вовсе не защищал О.Э., напротив - сказал, что малодружен. Смысл его разговора, который по инициативе Сталина оборвался, сводился к тому, что нельзя художника ввергать в рамки казенщины и параграфов. Единственный свидетель - Н. Вильмонт именно об этом упоминает. И как огорчился Пастернак, что не смог договорить, не успел сказать главного, подчеркивает.
Кстати, Пастернак был просто человеком, я это подчеркиваю. Не без греха:
"Когда в конце 30-х годов во времена судебно-политических процессов раздувалась всесоюзная истерия ненависти к "врагам народа", то самые разные организации направляли любимому вождю коллективные письма с требованиями самой жестокой казни для обвиняемых. Было и письмо от Союза советских писателей. Среди подписавших его - Пастернак".
Далее. Наиболее реальной угроза заключения поэта была в конце 40-х, не 30-х. Сам Шейнин (знаете такого?) говорил: "в 1949 году, когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, "лучший друг писателей" вдруг продекламировал:
- Цвет небесный, синий цвет - а потом изрек:
- Оставьте его, он - небожитель.
А мотивация очень проста. Пастернак никогда, в силу пропитавшей его насквозь богопоэтичности не кидался, подобно тому же Мандельштаму в осознанные политические свистопляски окололитературные и намеренные пасквили. Он своим делом занимался. Поэзией. Бывает такая поэзия. Или даже НАДпоэзия.
Говоря, что Пастернак любил женщин, я имел ввиду, конечно, благоговение поэта, платонизм поэтический, нежели физиологию, а Вы, к сожалению, упрощенно поняли. Известно же, - сам Пастернак не вполне мужественно выглядел и манеры его были довольно женственные...
Идея моя проста - художник-человек - грешен. Но настоящий, гениальный, - всегда на полвзмаха крыла выше над всей земной грязью. Потому и строит Дворцы. Из нагромождений гласных и согласных. Никогда не будучи согласным (экскъюз за каламбур) с мнением аплодирующего большинства.
С уважением.
Отредактировано Александр Клименок (2007-05-20 22:03:04)
Неактивен
Александр Клименок написал(а):
Пастернак никогда, в силу пропитавшей его насквозь богопоэтичности не кидался, подобно тому же Мандельштаму в осознанные политические свистопляски окололитературные и намеренные пасквили. Он своим делом занимался.
...в 1942 г. в Чистополе он говорил:
— Если после войны все останется по-прежнему, я могу оказаться где-нибудь на севере, среди многих старых друзей, потому что больше не сумею быть не самим собой...
— Нам бы сейчас нового Толстого, — говорил он, — чтобы он по ним ударил своей бесцеремонной правдивостью...
Ивинская О.В. Годы с Борисом Пастернаком
Александр Клименок написал(а):
Говоря, что Пастернак любил женщин, я имел ввиду, конечно, благоговение поэта, платонизм поэтический, нежели физиологию, а Вы, к сожалению, упрощенно поняли. Известно же, - сам Пастернак не вполне мужественно выглядел и манеры его были довольно женственные...
И что-же, уважемый, я здесь понял упрощенно? Что любовь и дружба цикличны, имеют свои апогеи и иссякание? Но разве я его упрекаю, тем более - при том духовном космизме, что был между Б.П. и Цветаевой - лучшей эпистолярной парой XX века. Но, как не печально, идеализация неизбежно проходила, оставляя душевную золу...
Их последняя встреча на вокзале в 41 году: он провожал ее навсегда (и знал это сердцем), но был слишком слаб, что бы предложить кров на своей даче, за что винил себя уже до конца жизни. Она дала ему идею и концепцию "главной вещи", она учила его, небожителя - жизни и была слишком умна, что бы быть рядом "в реале"... Их "поездка к Рильке" стала почти клише "заведомо неосуществляемых планов", но вся преписка - неисчерпаемым кладом для психологов...
И когда сегодня, благодаря технологиям, к нам вернулся этот архаичный жанр, их переписка - его энциклопедия и словарь.
Александр Клименок написал(а):
Идея моя проста - художник-человек - грешен. Но настоящий, гениальный, - всегда на полвзмаха крыла выше над всей земной грязью.
Эта "идея" принесла миру бесконечный круг страданий... Грех - "птичье слово", но коли эквивалента ему здесь нет, то все "грехи" Б.П. не сравнимы с теми, что законно отмаливаются сегодня.
Отредактировано Евгений А. (2007-04-28 01:53:39)
Неактивен
В отношении упрощенности. Имел ввиду, что не поняли моей мысли в статье (я написал - "любил", а Вы быстренько сочли, что смысл я вложил самый прямой и стали объяснять мне смысл истинный, оттого и написал - мол, восприняли слишком прямолинейно). Вообще, не стоит торопиться с мнением и выводами, может, собеседник тоже читывал кое-чего?
С последним предложением - насчет кредо - согласен. Приведенная же Вами цитата (из воспоминаний последней дамы сердца) - подтверждение моей поправки о возможности "посадки" Б.П. именно в 40-х.
Интересно Ваше мнение о своеобразном контрапункте произведений Ц. и П. в ткани российской поэзии. Не новое, но и не самое избито-популярное. Так понимаю, Вы сторонник точки зрения Вознесенского (резко отграничивающего их от тогдашней классической поэтической школы). Солидаризируясь или где-то оппозиционируя, считаю все же, что по сути творчества, да и жизненых устремлений П. больше от неба, а Ц. - от земли. При этом, оба великолепно взаимодополнялись.
А вообще, к темпераментности Вашей (что часто хорошо в спорах вообще), посоветую маленькое дополнение: не сбивайтесь в обмене мнениями на лексику малоблагородную (что плохо в лингво-литературных дискуссиях), попахивающую диатрибами. Как то: "И что-же, уважаемый, я здесь понял упрощенно? ", либо модные сетевые заимствования-окказионализмы вроде "имхо". Полагаю, говоря о русской литературе надо как корректно относиться друг к другу и не опускаться в общении до известной степени, так и благоволить языку, на котором, собственно, и ведутся разговоры о высоком.
Честь имею.
Отредактировано Александр Клименок (2007-05-08 12:36:56)
Неактивен
Александр Клименок написал(а):
к темпераментности Вашей (что часто хорошо в спорах вообще), посоветую маленькое дополнение: не сбивайтесь в обмене мнениями на лексику малоблагородную (что плохо в лингво-литературных дискуссиях), попахивающую диатрибами. Как то: "уважаемый", либо модные сетевые заимствования-окказионализмы вроде "имхо". Полагаю, говоря о русской литературе надо как уважать друг друга и не опускаться в общении до известной степени...
Принимаю и извиняюсь публично - если обидел Вас давече, где моя критика была банальной и неконструктивной. Ибо сам против любых истин в последней инстанции, как и менторского тона.
А тема переписки Пастернака мне близка еще потому, что поражаюсь современностью ее языка с поразительной ненужностью там (да и здесь) "малоблагородной лексики"!
Но полемический язык "обязан быть шершав", как недавно сказали на этом форуме
Отредактировано Евгений А. (2007-04-28 07:51:39)
Неактивен
Шершав, но взаимовежлив, коллега. Тогда это дельный разговор. Пастернак же - одно из моих мерил творчества, прежде всего. Даже писал диплом в университете по особенностям его циклов. А потом - была оказия, лет через 10 чуть-чуть лекций почитал - интересующимся. Если еще подробней - я сам пристрастился к литдеятельности именно благодаря Пастернаку, Цветаевой, Северянину, Ахматовой, Ф. Сологубу, Бальмонту, Мережковскому, Хлебникову, Гликбергу (Черному Саше)...
И оттого приятно, что есть здесь, на сайте, не только те, кто восторгаются друг другом в разделе "Лирика", но и люди, владеющие фактурой, имеющие мнение - и, главное, - неравнодушные к развитию художественного процесса в России и истории указанного процесса.
С уважением.
Отредактировано Александр Клименок (2007-05-08 12:38:04)
Неактивен
Кто-то восхищается прошлым, кто-то думает по простоте душевной, что может творить будущее. И то, и другое есть суета сует. Кстати, Пастернака уважаю, как человека, но совсем не люблю, как поэта.
Неактивен
Да, Алиса, просто суета сует по-другому называется жизнью. В которой, сами знаете, и любят, и не любят... Может в этом все зерно? В неоднообразии?
Неактивен
К своему стыду, совсем недавно прочел "Доктора Живаго". Интересно здесь у Вас. Спасибо.
Неактивен
Да, Юрий, "ДокторЖиваго" - интересный случай. Попытка представить себя в образе некоего совершенно не себя. Особенно это несовпадение видно в стихах Живаго, которых - таких, данный герой по определению не смог бы написать. Парадоксально - поэт, чьи стихи в миллион раз перевешивают указанную прозу, удостаивается за нее Нобелевской премии.
Неактивен
Неактивен
Евгений А. написал(а):
Александр Клименок написал(а):
Идея моя проста - художник-человек - грешен. Но настоящий, гениальный, - всегда на полвзмаха крыла выше над всей земной грязью.
Эта "идея" принесла миру бесконечный круг страданий... Грех - "птичье слово", но коли эквивалента ему здесь нет, то все "грехи" Б.П. не сравнимы с теми, что законно отмаливаются сегодня.
Евгений и Александр! Хотел бы вас примирить. Как-то прочитал статью про Даниэля Дэфо - как ему в жизни бывало и хорошо и туго, и что он вытворял. Даже у позорного столба стаивал посреди Ландона. А заканчивалась статья весьма здравой мыслью: поэт (писатель или другой деятель культуры), даже тот, которого почему-то уважают за его стихи (или за прозу или за другие достижения в культуре), вовсе не обязан выситься в памяти потомков столпом добродетели.
Или вот ещё. Пример из старины российской. Николай Михайлович Михайловский был кумиром либеральной публики. Менял женщин как перчатки - ни кого не волновало: небожитель, пророк! Но стоило увязнуть в какой-нибудь драме иному великому князю - скандал!
Или вот ещё. Недавно прочёл старую статью из одного журнала ("Нева", кажется) 90-х годов. Один физик пишет по свои встречи с Андреем Сахаровым, про их беседы на гуманитарные темы. Статья называется "Прогулки с Пушкиным". И вдруг волосы у меня встают дыбом: появляется имечко Жореса нашего Алфёрова. Инициатор разгрома частной художественной выставки на квартире одного из известных физиков и санкций по отношению к последнему. А сегодня - только посмотрите: об Остромировом евангелии праздничное слово произносит.
О чём бишь я? В общем, оставьте споры, вы оба правы, а память или забытьё потомков всё равно окажутся правее.
Отредактировано Андрей Москотельников (2007-05-07 16:47:36)
Неактивен
Андрей, как обычно - долой равнодушие, но и склоки - вон? Да их и не было особо - слава Богу, мы не ждановы и пр., которые "не читал, но скажу". Так что всё уладили вполне по-литературному. А образцов из мира художественного - несчесть. Хоть Достоевского вспомнить, перезакладывающего кольца жены, хоть Шукшиным закончить, ловко швыряющим ножики в Федосееву. Зато на бумаге чего вытворяли!
Неактивен
Не спорю.
Неактивен
С огромным интересом прочитала и статью и размышления под ней.
Спасибо, Александр
Неактивен
Неактивен
В продолжение темы - манифест Мастера:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956
Неактивен
Евгений, спасибо за напоминание.
Неактивен