Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Наверняка у пользователей данного сайта (да и у всех любителей литературы) возникало желание узнать, как относился один любимый писатель к другому любимому (или нелюбимому).
Но не везде такая информация есть - а хотелось бы...
Мне вот давно интересны мнения Ремарка и Хемингуэя друг о друге - если, конечно, они известны, эти мнения.
И встречались ли они - могли ведь, когда Ремарк жил в Америке?
Неактивен
У меня сложилось мнение о писателях как о психопатах)
Так что пара учебников по психиатрии могут в общих чертах обрисовать характер отношений писателей к коллегам.)
Неактивен
Фэтти написал(а):
Мне вот давно интересны мнения Ремарка и Хемингуэя друг о друге - если, конечно, они известны, эти мнения.
И встречались ли они - могли ведь, когда Ремарк жил в Америке?
В известных мне биографических источниках нет сведений, что Ремарк и Хемингуэй встречались. Как было на самом деле - кто знает, мои сведения крайне ограничены... Нужно долго копаться, чтобы уточнить детали.
Ремарк вообще-то был человек богемный и светский, Хемингуэй - строго наоборот. Им негде было пересечься. Хемингуэй с 1930 года жил в Ки-Уэст на юге Флориды. С 1939 по 1960 год жил на Кубе. Часто и подолгу мотался по всему миру. Постоянное житье в Кетчеме (штат Айдахо) он купил только в 1959 году. В крупных городах США бывал крайне редко, и почти всегда проездом; на своей малой родине, в Чикаго, не бывал с тех пор, как начал жить самостоятельно - не любил родительский дом и враждовал с матерью, даже на ее похороны не приехал. А Ремарк долго обретался как раз в Чикаго.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
У меня сложилось мнение о писателях как о психопатах)
Так что пара учебников по психиатрии могут в общих чертах обрисовать характер отношений писателей к коллегам.)
Ну не думаю - все-таки они же в большинстве не чукча из анекдота, читают других
Мало таких наберется, кто считает всех, кроме себя, бесталанными. Но это графоманы, а не писатели.
Вспомнилось в записных книжках Ярослава Голованова - его разговор с Евтушенко начала 80-х.
- Кто сейчас лучший поэт?
- Придуряешься? Я, конечно! - И добавил загадочную фразу: - Но на русском языке лучше меня пишет Иосиф Бродский...
Неактивен
Андрей Кротков написал(а):
В известных мне биографических источниках нет сведений, что Ремарк и Хемингуэй встречались
Но хоть где-то проскальзывали их высказывания друг о друге? Или они так и прожили, как в параллельных мирах - не обращая друг на друга внимания? Что-то не верится...
Неактивен
Фэтти написал(а):
Ну не думаю - все-таки они же в большинстве не чукча из анекдота, читают других
Мало таких наберется, кто считает всех, кроме себя, бесталанными. Но это графоманы, а не писатели.
Предположительно, коллеги - это конкуренты. И относятся к ним соответствующе. А почему Вас заинтересовала эта пара: Ремарк и Хемингуэй?
Неактивен
Фэтти написал(а):
Но хоть где-то проскальзывали их высказывания друг о друге? Или они так и прожили, как в параллельных мирах - не обращая друг на друга внимания? Что-то не верится...
В книгах, переведенных на русский, об этом ничего не говорится. Надо читать биографические книги американского производства - они обычно весьма дотошные, вплоть до мельчайших деталей и поденных-почасовых росписей: где был, что ел, с кем спал... Но они все на английском, ни одной такой монографии на русском я что-то не встречал. Кроме двухтомной биографии Набокова, написанной Брайаном Бойдом.
Что до меня, то я сильно увлекался книгами Ремарка в молодые годы. А потом как-то быстро к нему остыл. Признаю, что писатель он не рядовой - увлекательный и легкий, но не легковесный. Тем не менее увлечение прошло. В 1950-1960 годах Ремарк олицетворял в нашей стране "настоящую западную" литературу - ничего и никого другого просто не было. Полагаю, читателей привлекали простота, жизненность и некоторая мелодраматичность его сюжетов.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
А почему Вас заинтересовала эта пара: Ремарк и Хемингуэй?
Этот вопрос меня давно интересует. Все-таки одновременно выпустили романы о первой мировой войне, и оба эти романа вызвали интерес. Наверняка критика в 1929 году проводила параллели (а уж последующая - обязательно).
Вообще интересно, что думают друг о друге писатели, близкие в жанрово-стилевом отношении, и равновеликие (опять-таки о Евтушенко из Довлатова: "Не расстраивайтесь. Мистер Хемингуэй тоже не сразу узнал вас").
Кстати, вспомнив довлатовское "Жизнь коротка". Какого мнения был Левицкий (читай Набоков) о Солженицыне (если опять-таки это мнение имел, и оно известно)?
Неактивен
Тогда, видимо, лучше почитать письма и дневники, если достоверность таких откровений не вызывает сомнений.
Вспомнился один эпизод из мемуаров Ахматовой. В разговоре с Блоком Ахматова поведала ему сетование одного молодого поэта, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. Блок ответил, что ему мешает писать Лев Толстой.
Хотя это поэты – натуру чувствительные и трепливые.
И всё же я склоняюсь к обычной иерархии в этой среде и, соответственно, те, кто сильно ниже, - не сильно интересуют; кто наверху – вызывают зависть. Ну а примерно на одном уровне – соперники. Очень простой подход, подходит для любых иерархий.
Неактивен
Фэтти написал(а):
одновременно выпустили романы о первой мировой войне, и оба эти романа вызвали интерес. Наверняка критика в 1929 году проводила параллели (а уж последующая - обязательно)
В 1920-х современные американские писатели в Европе были в диковинку, их почти не знали, относились к ним как к "дикарям". Хемингуэя в Европе как следует распробовали только после Второй мировой войны, особенно на фоне полученной им Нобелевки (а это 1954 год).
Неактивен
Фэтти написал(а):
Кстати, вспомнив довлатовское "Жизнь коротка". Какого мнения был Левицкий (читай Набоков) о Солженицыне (если опять-таки это мнение имел, и оно известно)?
О Солженицыне все люди, сколь-нибудь понимающие русский слог, с самого начала имели одинаковое мнение.
Неактивен
Набоков с Газдановым ещё смотрятся, но с Солженицыным, на мой взгляд, ничего общего для возникновения каких-то мыслей.
Впрочем, пара спиритических сеансов и мы узнаем, кто что о ком думал.)
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
О Солженицыне все люди, сколь-нибудь понимающие русский слог, с самого начала имели одинаковое мнение.
Это какое же? Неопределённость Ваших отдельных высказываний, Юрий, конечно, прибавляет загадочности. Кто их будет разгадывать только)
Неактивен
Не представляет.
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Не представляет.
Отредактировал своё сообщение пущей ясности ещё до Вашего поста.
Простите - часто забываю снять отметку о редактировании.
Вот, опять отредактировал - и опять миль пардон
Отредактировано alv (2009-05-21 20:14:55)
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Предположительно, коллеги - это конкуренты. И относятся к ним соответствующе.
Нет, Лена. Коллеги конкурентами быть не могут.
Раймонд Чандлер судился с тем х... хотоварищем, который печатался под именем Чейза.
Не за себя - за своего друга Дэшила Хэммета, который к тому времени был мёртв.
Профессор очень уважал Клайва Льюиса - пока они не поссорились, толи по пьяни, толи из-за дэвушко
В последнее я не верю.
И вааще, ситуёвина описана Хармсом (возможно, квази или псевдо):
Сидит Чехов и думает:
Ну ладно, я гений
Но ведь и Толстой гений, и Пушкин, и Гоголь
Когда же это кончится?
Тут всё и кончилось...
Неактивен
Фэтти написал(а):
Наверняка у пользователей данного сайта (да и у всех любителей литературы) возникало желание узнать, как относился один любимый писатель к другому любимому (или нелюбимому).
Желание узнать об отношении великих к своим великим же коллегам, - желание понятное Другое дело, что для возникновения такого отношения необходимо немало условий, которые мы ничтоже сумняшися априорно считаем выполненными: элементарное знание о существовании имярека, наличие устойчивого интереса к его творчеству, осознание "равновеликости" и т. п. Привлечение в качестве доказательной базы "интима" (переписки, дневников, частных высказываний) оказывается корректным далеко не всегда, поскольку подобные высказывания могут отражать сиюминутные настроения. Что делать? Попробовать вычислить те или иные влияния (которые суть признаки неравнодушия со знаком плюс), основываясь на творчестве. Но для этого нужно быть очень хорошим литературоведом (а таких в любой стране всегда было меньше, чем пальцев одной руки).
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
О Солженицыне все люди, сколь-нибудь понимающие русский слог, с самого начала имели одинаковое мнение.
Не могла заставить себя дочитать ни одной вещи А.И.
Неактивен
Батшеба - Вы неправы! Но это неправота чисто возрастная. Когда он был нам подан (отдельный вопрос - кем) как диссидент - мы его читали и внимали (речь о 70-80х). Но когда закрутилось Красное колесо, я уже имел какую-то голову на плечах. И человека, для которого ничком и навзничь оказались синонимами, я великим русским писателем почесть не мог. И не смогу никогда.
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
я великим русским писателем почесть не мог. И не смогу никогда.
Что доказывает правоту Батшебы.
Юрий, я чуток старше Вас. И, тем не менее, присоединяюсь к высказанному дамой, которая... ну дамы всегда вечно юны, но возрастом она в той весовой категории, которую я давно отношу к своим ровесникам.
PS во, блин, кучеряво загнул? прошу пардону
PPS а ещё прошу пардону у всех записных до-, от- и си-дентов, особенно нынешних, но ИМХО товарищ Солженицын просто плохой писатель. Ну вот просто плохой - и всё.
Неактивен
alv, я именно о том и сказал - что он очень слабый писатель.
Не могу удержаться от того, чтобы не отметить интересный момент. Мне в последние годы приходится общаться с людьми, мягко говоря, социально не близкими - в силу того, что мы учим специальности инф. безопасность, а она ими курируется. По сему поводу раз в два-три года происходит всероссийский шабаш по согласованию программ и требований. На последней такой пьянке я ребятам из Икси (думаю, Вам понятно это название) сказал то же, что мы с Вами только что про Исаича сформулировали. Видели бы Вы их реакцию Как будто я у них на глазах продал три родины по дешевке...
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
alv, я именно о том и сказал - что он очень слабый писатель.
Можно было бы подискутировать о разнице между "слабый" и "плохой" - но стоит ли он того?
Согласны?
Я предпочитаю забыть о таковом... писателе
Неактивен
А я бы назвала его посредственным. Но спорить не буду и даже драться не полезу
Неактивен
Всё солженицынское перечитал по два раза (то есть три в сумме). Буду ещё перечитывать. Сейчас ловлю тома его нового, белого собр. соч.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Всё солженицынское перечитал по два раза (то есть три в сумме). Буду ещё перечитывать. Сейчас ловлю тома его нового, белого собр. соч.
Андрей, а можно в двух словах - зачем? У меня его книг тоже немало, но они давно стали аргументами против автора.
Неактивен
Фэтти написал(а):
Какого мнения был Левицкий (читай Набоков) о Солженицыне (если опять-таки это мнение имел, и оно известно)?
Говорил ли что-нибудь Набоков о Солженицыне открытым текстом и публично - не знаю. Авось Брайан Бойд знает... Но зная, КТО был Набоков, ЧТО он любил и ЧТО не любил - с большой долей уверенности могу полагать, что Солженицын ему был до фени, как и большинство эмигрантов-диссидентов-писателей "третьей волны", с которыми Набоков демонстративно не желал иметь ничего общего и никогда не контактировал. Общая нелюбовь к советской власти - не основание для единомыслия.
Неактивен
Андрей Москотельников написал(а):
Всё солженицынское перечитал по два раза (то есть три в сумме). Буду ещё перечитывать. Сейчас ловлю тома его нового, белого собр. соч.
Андрей просто любит сочинения Солженицына - на собственных основаниях. Это любовь иррациональная, т.е. нормальная. Рациональной критике не подлежит...
Пример на другом материале: я люблю почитывать Теодора Драйзера, который вполне заслуженно считается сочинителем средней руки и любимым автором домохозяек. Но что поделать? Отношение к нему вполне гастрономическое - это не чтение как таковое, а "поглощение текста", релаксация, оттяжка. Драйзера можно читать с выключенными мозгами - у него все и так объяснено.
Книги Солженицына я когда-то тоже собирал - на общей волне интереса - и прилежно читал. Но вскоре он мне - вдруг и сразу - надоел хуже горькой редьки. Я упаковал его в кипу, заодно с арбатской эпопеей Анатолия Рыбакова, и отволок в ближайшую библиотеку в качестве бесплатного дара. Библиотечные тетеньки благодарили аж со слезами на глазах...
Неактивен
Елене Лаки написал(а):
Хотя это поэты – натуры чувствительные и трепливые.
Верно подмечено ) - А прозайкам трепливость не присуща. Фетти зря старается, думаю )
Неактивен
Юрий Лукач написал(а):
О Солженицыне все люди, сколь-нибудь понимающие русский слог, с самого начала имели одинаковое мнение.
Думаю, рассматривать Солженицына как писателя несколько некорректно. Тем более как писателя-художника.
Он архивариус-документалист. И первое лицо-очевидец. И просто собирал фактический материал по волнующей его теме. Ценность его работ именно в наличии объёмной, системной и ПРАВДИВОЙ информации о том " как всё було на самом деле". И, думаю, литературно правильная обработка только испортит его работу - расстрельный документ не нуждается ни в каком редактировании (иначе он перестанет быть документом).
Правда позже, когда Союз успешно отдал концы, А. И. явно переклинило на великорусской идее.
Отредактировано Бикинеев Виталий (2009-05-22 09:55:08)
Неактивен